Главная arrow Авторские статьи arrow Зарубки 58
24.04.2017 г.
Главное меню
Главная
О Борке
Форум
Культурные события
Спорт
Люди Борка
фотоальбом
О сайте
Объявления
Фотовыставки
Библиотека
IRC-канал #borok
Рефераты студентов Борка
Справочник телефонов
Видео про Борок
Авторские статьи
Студия
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Выбор шаблона
blue_lights
Раздел ОБЪЯВЛЕНИЯ
Поиск по сайту
100x100-1




Ленты Новостей
Пожертвования

Друзья!

Обеспечение нормальной бесперебойной работы Общественного борковского сайта дело очень накладное, не дешевле совершенствование его. Поэтому обращаемся с просьбой тем, кто имеет такую возможность, пожертвовать для сайта любую сколь угодно малую сумму, отправив или положив её на мобильный номер 9036387785 ("Билайн",этот провайдер с недавних пор участвует в системе безналичных электронных расчётов). С переводом, пожалуйста, отправьте на этот номер СМС о том, кто вы. Все полученные переводы будут отмечены в разделе "Пожертвования" на нашем форуме.

Поможем нашему сайту Борка!

Зарубки 58
Автор Вячеслав Корнев   
15.11.2011 г.

По прикидкам известной поисковой компании Google с 2004 года по наши дни человечество произвело примерно столько же информации, сколько и за всю предыдущую историю. Беда в том, что общепринятого для всех наук определения информации не существует. Можно сказать, что в карандаше, которым я пишу эти строки, содержится бесконечное количество информации. И это действительно так, если учесть, что он состоит из огромного количества молекул, которые состоят из большого количества атомов, которые состоят из элементарных частиц, которые взаимодействуют не только между собой, но и, по большому счету, со всеми другими элементарным частицами Вселенной.

            А можно сказать, что формула закона всемирного тяготения F = γ*(m1*m2)/r^2 столь же информативна, сколь и утверждение: «Нафиг всё!», на том основании, что и то и другое высказывание содержат одинаковое количество символов.

            Противоречие в подходах к этому вопросу иллюстрируется исследованием ученых из Университета Южной Калифорнии в США. Они провели анализ развития шестидесяти основных технологий хранения, обработки и передачи информации за 1986 – 2007 годы и пришли к выводу, что суммарные запасы данных всего человечества оцениваются в 295 экзабайт (1 экзабайт = 10^18 байт). Однако, такое количество – лишь один процент от информации, содержащейся во всех молекулах ДНК одного человека.

            Другой пример подобного рода: число возможных комбинаций нейронов человеческого мозга превышает количество атомов во вселенной.

            Однако, вернемся к данным компании Google. Что здесь имеется в виду? Трудно сказать точно, но, скорее всего, речь идет о количестве генерируемых человечеством текстов, так или иначе отраженных электронными носителями: телефонных разговорах, научных статьях, рекламе, эпохальных романах, инструкциях к применению, политических меморандумах, любовных записках, графоманских опусах, поздравительных адресах, доносах и т.п. То есть можно сказать, что навозная куча, в которой нам приходится искать жемчужные зерна смысла, растет экспоненциально.

***

            Экий окольный заход я предпринял для того, чтобы сказать всего лишь несколько похвальных слов о библиотеках! Ведь именно в библиотеках хранятся те редкие, проверенные временем жемчужины, которые задержались в привередливом сите истории. Впрочем, и из них многие потускнели, потемнели, пооблупились и уже и не пригодны для ношения на интеллектуальных балах. С библиотеками может соперничать разве что наша собственная голова, в которой тоже что-то хранится и поблескивает. Однако этот носитель информации преходящ и недолговечен.

            Обзаведясь электронной читалкой (букридером), я со смущением и виной оглядываю собственные книжные полки. Одни книжки я помню слишком хорошо, и поэтому маловероятно, что захочу их перечитать. Другие заслуживают (но заслуживают!) лишь однократного прочтения, поэтому надо потрудиться их собрать и отнести в общественную библиотеку. Третьи желательно всегда иметь под рукой, пока эта рука имеется в наличии. Четвертые… Вот среди четвертых иногда встречаются находки, способные принести нежданную интеллектуальную радость. О, благословенная болезнь – склероз! Только ты можешь дарить один и тот же подарок по нескольку раз кряду и не быть заподозренным в скаредности. В этом смысле с тобой может сравниться лишь полная амнезия.

***

            Похвастаюсь последним уловом – книгой В. Франкла «Человек в поисках смысла» (М., «Прогресс», 1990 г.). Именно летом 1990 года я купил ее в обильном книжными магазинами многонациональном городе Ташкенте. В воздухе уже попахивало перестройкой, гласностью и свободолюбием, которые неминуемо должны были перерасти в национальную резню. Неимоверной величины Ленин еще млел под азиатским солнцем на главной площади своего имени, поглядывая на собственный музей, кажется, самый большой на территории Советского Союза. Огромная голова Маркса, умостившаяся на узеньком постаменте и похожая на чупа-чупс, про который тогда еще никто не слышал, пугала прохожих в соседнем скверике. Пушкин и Горький стояли в соответствующих местах. Однако чувствовалось, что это уже персонажи прошедшей эпохи и скоро на смену им придут другие, национально ориентированные лидеры – железный хромец Тамерлан или Улугбек… А впрочем не знаю, кто там у них сейчас является символом узбекской нации. Удивительное дело, но среди моих знакомых есть люди, посетившие множество экзотических стран, но никто из них не бывал в современном Узбекистане. Что это за страна? – Бог весть. По многим признакам, не изжитым и во время советской власти, там теперь должен господствовать феодальный строй. Скорее всего такой же ущербный, как и капитализм в России.

            Однако вернемся к литературе. Тем более, что книга Франкла трактует не о таких смутных, переменчивых и бесполезных вещах, как политика, а о самом важном – о смысле жизни.

            Говоря о книге, нельзя не сказать пару слов и об ее авторе, ибо любое произведение является лишь частью – лучшей или худшей – своего творца. А самый правильный подход к любому делу – вникать в частности, не забывая о целом.

            Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) родился в Вене  - одном из главных культурных очагов Европы и, что в данном случае особенно важно, в столице психоанализа. Это и предопределило жизненный путь нашего героя.

            При упоминании термина «психоанализ» нормальному человеку сразу вспоминается имя Зигмунда Фрейда и американские фильмы. В кино психоаналитик – это обычно замученный внутренними комплексами человечек – почему-то преимущественно еврей – объясняющий другим замученным комплексами персонажам, что все их проблемы содержатся в подсознательном желании изнасиловать родную мать и замочить папашу («эдипов комплекс» называется). В общем-то, такая картинка в принципе правильно отражает теорию Фрейда: причиной психологических проблем являются неудовлетворенные желания, задвинутые в дальний уголок. Чтобы избавиться от фрустрации, надо эти желания либо удовлетворить, либо осознать, что, конечно, приятнее для окружающих.

            Недостаточность такого подхода к внутреннему миру человека – существа все-таки довольно сложного – выяснилась еще при жизни Фрейда. В результате патриарха покинули многие его ученики. В частности А. Адлер, основавший вторую Венскую школу психотерапии. Ее сторонники рассматривали индивидуума не только как существо озабоченное удовлетворением исключительно первичных потребностей, но и включенное в социум.

            В. Франкла считают отцом третьей Венской школы, положившей в основу изучения человека такое немодное понятие, как «дух». Причиной тому послужили, вероятно, обстоятельства личной биографии Франкла: в отличие от Фрейда, Адлера и многих других психоаналитиков с приходом Гитлера к власти он не эмигрировал, остался на родине и в результате период с 1942го по 1945 год провел в нацистских лагерях.

            «Попробуйте одновременно заставить голодать некоторое количество самых разных людей. По мере нарастания настоятельной пищевой потребности все индивидуальные различия будут стираться и их место займут однообразные проявления одного неутоленного влечения», - утверждал с чисто теоретических позиций З. Фрейд.

            Франкл оказался и свидетелем и участником описанного выше эксперимента и обнаружил, что в условиях концентрационного лагеря человек может проявлять черты как животного так и святого. «Лишь немногие смогли сохранить свою человечность, однако они подавали другим пример, и этот пример вызывал характерную цепную реакцию… Об этих людях нельзя говорить, что они испытали регрессию; наоборот, в моральном смысле они испытали прогрессию, претерпели эволюцию – в моральном и религиозном отношениях. Ведь у многих заключенных именно в заключении и благодаря ему проявилась подсознательная, то есть вытесненная, обращенность к Богу».

             Это цитата из книги Франкла «Психолог в концентрационном лагере», вышедшей после войны и вопреки ожиданиям автора – он даже хотел издать ее анонимно – ставшей мировым бестселлером. Лагерные наблюдения стали основой «вершинной» психологии  Франкла, в отличие от «глубинного» психоанализа его предшественников. Последние больше обращали внимания на черты сближающие человека с животным, Франкла же заинтересовали черты чисто человеческие.

            Главной из них является у человека наличие смысла жизни. Вообще-то над поисками смысла жизни принято безобидно посмеиваться, но, тем не менее, учение Франкла утверждает: у любого человека в любых обстоятельствах смысл жизни существует и может быть осознан. Методом его поиска  является разработанный ученым метод логотерапии и экзистенциального анализа.

            О частностях этого метода написаны многие специальные книги, необходимые практикующим психотерапевтам. Нам же достаточно общих положений:

            Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

            «Смысл в принципе доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера среды и религиозных убеждений».

            Смысл не субъективен. Человек не изобретает его, а находит в мире объективной действительности.

            Для каждого человека смысл уникален и неповторим. Однако есть некоторые универсальные ценности, в которых его следует искать:

                        1.То, что мы даем жизни (в смысле творческой работы).

                        2.То, что мы берем от мира (область наших личных переживаний).

                        3.Позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе.

            Если с двумя первыми пунктами все более-менее ясно, то третья группа ценностей – ценности отношения – является спасательным кругом, к которому человеку приходится прибегать, когда он находится во власти обстоятельств, которые он не может переменить: в тюрьме, в лагере, во время тяжелой болезни. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца – до последнего дыхания.

            Поиск смысла осуществляется с помощью совести («подсознательного Бога») – смыслового органа, имеющего интуитивную способность отыскать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации.

            Отыскать смысл – полдела. Человек обязан осуществить данный смысл и несет за это ответственность.

            «Человек – это больше, чем психика: человек – это дух».

            Универсальный сверхсмысл  - отношение человека к Вселенной, бытию,истории – непознаваем.

            Заканчивая рассказ о любой книге, я обычно советую ее почитать. Совет остается в силе. В книге Франкла каждый может найти что-то свое. В деталях кроется не только дьявол, но и те тонкие мысли, которые могут принести читателю истинное интеллектуальное наслаждение, неизбежно теряющееся в коротком пересказе. Мне лично показалась интересной мысль о том, что не надо мелочиться в выборе исследуемых ценностей. Неправильный выбор дает неправильный смысл. Например, выбор здоровья, «здорового образа жизни» в качестве смысла этой жизни, означает только то, что человек уже болен – ипохондрией.

                                                      ***

            В России в разные времена отношение к психоанализу менялось в зависимости от настроения вождей. Например, товарищ Троцкий был убежденным фрейдистом и труды товарища Фрейда в Советской России в 20-е годы издавались очень широко. Естественно, когда Лев Давидович перестал быть вождем, а стал простым левым уклонистом, книги Фрейда, равно как и труды его революционного покровителя, отправились в спецхран.

            Франкла до конца 1980-х годов у нас не издавали из-за того, что слишком часто в его трудах встречаются слова «дух» и «Бог», никак не соответствующие общему смыслу марксистско-ленинской психологии. (Замечу, однако, что понятие «Бог» трактовалось автором отнюдь не в духе какой-либо конфессии, и могло быть воспринято многими: от агностиков до ортодоксов).

            Однако, когда с приходом «гласности» интеллектуальные барьеры пали, книги маститого ученого появились не только в «самиздате», а сам почтенный старец даже читал лекции в МГУ.

                                                          ***

            Поскольку в этих зарубках в силу необходимости затронута тема концлагерей, расскажу один факт не очень известный.

            Заключенный Франкл отбывал свой срок в Терезиенштадте, Дахау и Освенциме. Что такое лагеря уничтожения Дахау и Освенцим многие, наверное, представляют. Терезиенштадт же был лагерь совершенно особенный – образцово-показательный – предназначенный для демонстрации представителям мировой общественности,  Международного Красного Креста, например. Геббельсовская пропаганда называла его «город, подаренный Гитлером евреям».

            Это действительно был небольшой средневековый город. Население его составляли свезенные со всей Европы евреи, в основном представители творческой интеллигенции. В Терезиенштадте действовало собственное выборное управление, порядок поддерживала собственная полиция, печатались собственные деньги, которые хранились в собственном банке. Работали кафе. Вовсю кипела культурная жизнь: имелось несколько оркестров (от симфонического до джаз-банда), опера, драматический театр. Писатели писали, композиторы сочиняли, живописцы живописали…

            Картинка получилась бы вполне идиллической, если не сказать, что площадь города была и с трудом вмещала около 10 тысяч жителей. Поэтому население его приходилось регулярно обновлять. Выбывающие же граждане Терезиенштадта отправлялись отнюдь не на свободу, а в те же самые Дахау и Освенцим. Главное же изуверство данной ситуации заключалось в том, что списки на отправку в газовые печи – а куда их отправляют все прекрасно знали – составляла выборная «мэрия» лагеря. Человеку с воображением страшно представить какие здесь возникали психологические коллизии.

            В результате из 80-ти с лишним тысяч человек, прошедших Терезиенштадт за годы войны, в живых осталось меньше четверти. Такой вот своеобразный Город Солнца…

                                                                И.Глумов.       

 

Добавить комментарий

Пожалуйста, не ругайтесь в комментариях!

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Ссылка Изображение Список Цитата


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
©MikaS