Архитектор Фостер Норман: биография, проекты. Великие архитекторы: Норман Фостер Самые значимые проекты Фостера

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в университете Йельска в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре. Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

В 1974 году Фостер принимается за проектирование здания Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году.

Главный офис банка в Гонконге

Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and Shanghai Bank», построенный также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов. Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность создавать башни ещё более высокие. В период проектирования гонконгского банка (1979-86гг.), в 1983 году, архитектор получает золотую медаль RIBA, а в 1994 – аналогичную награду AIA.

1990 год Норману Фостеру приносит титул баронета, а 1999 – титул пожизненного пэра. В этом же году архитектор становится лауреатом премии Притцкера.

Компания Foster and Partners достигла международного уровня, под началом Фостера проекты здесь заказывает весь мир. Британский архитектор проектирует здания аэропортов, картинных галерей, торговые порты и целые города.

Здание мэрии Лондона

На работы Нормана большое влияние оказало как обучение в Америке, так и любовь к русским традициям. Он с каждым своим новым произведением удивляет мир и открывает некое новое обозрение в архитектуре. Основной стиль в его постройках – хай-тек, который он сам основал и вывел в свет. Фостер начинает проектировать музеи, один из самых последних XX века – это Бостонский музей изящных искусств 1999 года. Особая гордость местных горожан.

Старт третьего тысячелетия вдохновляет архитектора на новые открытия. Он проектирует символические здания в разных точках мира, делая акценты на каждую отдельную культуру, но при этом используя в качестве основы всё тот же стиль хай-тек. В 2004 году закончены строительные работы над его новым произведением во Франции.

Французский Мост Мийо высотой своих опор превышает высоту Эйфелевой башни в Париже.

Французский Мост Мийо

Жилой комплекс "Тройка"

Каждый последующий год Норман Фостер выдаёт новые проекты в самых неожиданных странах для его стиля.

Он использует хай-тек в восточных странах, например, Малазийский жилой комплекс из стекла и стали «Тройка» в Куала-Лумпур (2006 год) и развлекательный центр «Хан Шатыр» в столице Казахстана строился 4 года (2006-10). Гигантский шатер в 150 метров высотой, созданный из тёмного стекла и алюминия гармонирует с Астаной, только подчёркивая её восточный налёт. Копенгагенский зоопарк с названием Дом слонов в Дании (2008 год) в этом же стиле стал самым шикарным домом для экзотических животных.

Здание CITIC Bank в Китае (2011 год) и Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 подтверждает неисчерпаемую фантазию британского архитектора. Павильон ОАЭ - это выражение пассивного проектирования с акцентом на экологические требования. Сам вид павильона отображает символическую связь с пустынным пейзажем, где расположены все семь эмиратов. Это лишь немногие из имеющихся реализованных проектов Нормана Фостера.

Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Сделав многое в прошлом, Фостер не забывает и о будущем. Для каждой страны у него припасено нечто удивительное и, как всегда, уникальное. Готовые проекты будущих построек ждут своей реализации и восхищения инженерной мыслью признанного миром архитектора – Нормана Фостера.

Башня Россия высотой 612 метров (Москва). Самое высокое здание Европы.

Архитектор (1935–)

Сэр Норман Фостер — выдающийся и плодовитый британский архитектор, известный своими инновационными и стильными конструктивными решениями, которые можно увидеть в таких зданиях, как берлинский Рейхстаг, нью-йоркская башня Херста и мэрия Лондона.

Синопсис

Родившийся в 1935 году в Манчестере, Англия, сэр Норман Фостер — отмеченный наградами и плодовитый британский архитектор, известный гладкими современными конструкциями из стали и стекла с инновациями в контурной обработке и управлении внутренним пространством. Он был частью архитектурной группы Team 4, прежде чем самостоятельно разветвляться, формируя то, что в конечном итоге будет называться Foster + Partners. Фостер получил признание за свой дизайн штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в начале 70-х годов, а затем был ответственным за обновленный рейхстаг в Берлине после воссоединения Германии, а также за Херст-Тауэр в Нью-Йорке. Его проектная практика контролировала множество скрытых структур по всему миру.

Ранняя жизнь и образование

Норман Фостер родился 1 июня 1935 года в Манчестере, Англия.Единственный ребенок с общепризнанным интересом к конструкциям и дизайну, он вырос в рабочем районе и бросил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать клерком в ратуше, а затем стал работать инженером в составе Royal Air. Сила на два года. Он продолжал изучать архитектуру в Университете Манчестера и завоевал почести за свои работы рисования, развивая пожизненную страсть к рисованию эскизов. Позже он получил стипендию в Школе архитектуры Йельского университета, получив в 1962 году степень магистра.

Культовые здания

Во время учебы в Йельском университете Фостер встретил Ричарда Роджерса. с двумя в конечном итоге становятся частью элиты мира архитектуры. В 1963 году Фостер вместе с Ричардом и Су Роджерсом, его будущей женой Венди Чизман и ее сестрой Джорджиной Уолтон,сформировал архитектурную организацию Team 4. Foster прекратил свою деятельность в 1967 году, сформировав Foster Associates, которая впоследствии стала Foster + Partners.

В начале 1970-х годов у Фостера был большой разрыв с проектированием штаб-квартиры Уиллиса Фабера и Дюма в Ипсвиче, малоэтажного офисного здания, которое было инновационным для использования эскалаторов, фасонных фасадов и идиллического здания. ориентированные на природу интерьеры. В конце 70-х и начале-середине-80-х годах Фостер и его команда работали над штаб-квартирой в Гонконге и Шанхайской банковской корпорации, современном здании с тремя башнями, в то время как в 90-е годы архитектор возглавляет обновление Рейхстага в Берлине, восстанавливая символический стеклянный купол после объединения Восточной и Западной Германии. В начале 2000-х годов Фостер также внес свой вклад в культовый горизонт Нью-Йорка своим дизайном Hearst Tower, 44-этажного небоскреба с треугольным фасадом на фундаменте в стиле ар-деко.

В число других известных структур, спроектированных Фостером, входят Центр визуальных искусств Sainsbury в Норвиче, Куала-Лумпур, Troika Towers, Франкфурт-на-Майне, Commerzbank, Международный аэропорт Гонконга и Лондонский Сити. Холл и Мост Тысячелетия. (Последняя конструкция, в которой использовались методы боковой подвески, была отремонтирована через несколько дней после инаугурации королевой Елизаветой, чтобы устранить колебания, вызванные интенсивным пешеходным движением.) Мост Тысячелетия является первым специализированным пешеходным мостом Лондона и стал новой достопримечательностью города. 21 век.

Глобальная экспансия

Foster + Partners — это международная организация, в которой работает более 1000 человек, и она продолжает заниматься проектами с бюджетами блокбастеров в самых разных странах. Сам Фостер стал не столько практическим чертежником, сколько глобальным менеджером, который стремится создать как можно больше времени, чтобы сосредоточиться на дизайне. Фостер был посвящен в рыцари в 1990 году и получил пожизненное звание девять лет спустя. Он получил множество дополнительных наград, включая Королевскую золотую медаль за архитектуру 1983 года и Притцкеровскую премию 1999 года.

Личная жизнь

Фостер женился на своей первой жене и бизнес-партнере Венди в 1964 году. Она умерла от рака в 1989 году, а Фостер вышла замуж за Сабиху Румани Малик в 1991 году. Оба развелись в 1995 году Фостер женился на своей третьей и нынешней жене, профессоре и издателе Елене Очоа, в 1996 году.У него несколько детей.

Фостеру был поставлен диагноз рак кишечника в возрасте 60 лет, и он получил химиотерапию для борьбы с этой болезнью. Он также перенес сердечный приступ, который несколько урезал его деятельность в качестве одиночного пилота, еще одну из его страстей.

Норман Фостер - это всемирно известный британский архитектор. Родился 1 июня 1935 года, его полное имя Норман Роберт Фостер, барон Фостер из Темзского банка красноватых. Свое признание получил еще в 1970-х годах в качестве ключевого архитектора в продвижении высоких технологий, которое продолжает оказывать глубокое влияние на архитектуру, какой мы ее знаем сегодня.
Архитектура Фостера удивительно разнообразна; он проектировал небоскребы, офисы, галереи, аэропорты, стадионы, здания парламента, городские генеральные планы и даже космодром. Тем не менее, его работа объединена одной темой, обозначенной в жюри для его Притцкеровской премии 1999 года - он использует самые передовые технологии, соответствующие современному строительству. Именно эта преданность новейшим архитектурным технологиям принесла ему место в движении хай-тек с такими зданиями, как и Центр визуальных искусств Sainsbury .

штаб-квартира Willis Faber & Dumas

Хотя высокие технологии в настоящее время в значительной степени исчезли как «движение», вместо этого ассимилировавшись во множестве других направлений основной архитектуры, работа Фостера продолжает раздвигать границы архитектурных технологий, такие как новое футуристическое здание Apple в Купертино и один из первый в мире специально построенный устойчивый «умный город» Masdar .

здание Apple в Купертино
С момента своего основания в 1960-х годах компания Foster + Partners стала плодовитой, и в дополнение к Притцкеровской премии, Фостер получил две премии Стирлинга, золотую медаль RIBA, золотую медаль AIA и рыцарское звание. Такие проекты, как Гонконгский и Шанхайский банки, The Gherkin в Лондоне и The Hearst Tower в Нью-Йорке, позволили Фостеру занять место одного из величайших архитекторов XXI века.

Рассмотрим 4 уникальных архитектурных проекта Нормана Фостера

1. Штаб-квартира Norman Foster"s Swiss Re

Штаб-квартира Norman Foster"s Swiss Re, также известная как «Корнишон», была выбрана в качестве первого лауреата премии по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH). Небоскреб уникальной формы, расчистил путь для нового поколения высоких зданий в Лондоне и за его пределами. Его сужающаяся форма и диагональная структура обеспечивают многочисленные преимущества: гибкость программирования, естественная вентиляция внутренних социальных пространств, которые обеспечивают комфорт пользователя при одновременном снижении потребления энергии, и достаточное, защищенное общественное пространство на уровне земли.


2. Башня Херста

Первое «зеленое» высотное офисное здание, построенное в Нью-Йорке. Hearst Tower точно представляет талант и интеллект, которые подталкивают Foster and Partners к инновационному и революционному дизайну.
Симметрично зазубренный силуэт здания легко узнаваем по окружению. Фасад из диагоналей, в виде треугольной стальной рамы, был спроектирован таким образом, чтобы использовать на 21% меньше стали, чем традиционные здания такого типа. Также впечатляет статистика, которая гласит, что 90% из 10 480 тонн используемой стали получены из вторичного сырья.
Дополнение из стекла и стали усилено на шестиэтажной основе литым камнем, которая была спроектирована Джозефом Урбаном в 1928 году и обошлась в 2 миллиона долларов. Башня основанная Уильямом Рэндольфом Херстом, площадь в 40000 квадратных футов была обозначена как достопримечательность во время первоначальной разработки. Новая башня имеет высоту 46 этажей, в которой размещается 80 000 квадратных метров офисных площадей.
Hearst Tower построена в очень важный исторический момент в американской истории, так как это был первый небоскреб, построенный после 11 сентября 2011 года. Приверженность Foster and Partners несравненному дизайну становится яснее с каждым проектом, когда Hearst Tower получает Премию Emporis Skyscraper Award 2006 года как лучший небоскреб года в мире.
Foster and Partners раздвинули границы со своим длинным списком экологических соображений, которые привели к назначению Hearst Tower в качестве первого небоскреба с сертификатом LEED Gold в Нью-Йорке. Теплопроводящий известняк покрывает пол атриума, защищая полиэтиленовые трубки, по которым вода циркулирует круглый год, чтобы помочь контролировать температуру окружающей среды в здании. Во время дождя вода собирается на крыше, а затем хранится в подвале. Это создает ирригацию и поддерживает водную скульптуру в холле.
Водопад «Ледопад», высота которого достигает трех этажей, построен из тысяч стеклянных панелей, создавая тепловые условия в здании, охлаждая и увлажняя воздух с помощью вторичной дождевой воды. Башня Херста имеет комфортную температуру большую часть года благодаря естественной вентиляции.
Еще один очевидный способ снизить финансовые и экологические издержки небоскреба - оптимизировать количество естественного света, проходящего через здание. Для максимизации проникновения света, Фостер ограничил количество внутренних стен, чтобы блокировать меньше света. Датчики света используются для измерения его количества и автоматически реагируют в зависимости от необходимости.
Hearst Tower - всемирная штаб-квартира всех компаний Hearst Corporation, занимающихся публикациями и коммуникациями, такими как Cosmopolitan, Esquire, Marie Claire, Harper"s Bazaar, Good Houskeeping.



3. Аэропорт Аммана

Аэропорт имеет высокоэффективный пассивный дизайн, основанный на местных традициях, и гибком модульном решении, которое позволяет расширяться в будущем. Новое здание обеспечивает положение города в качестве основного центра для региона Левант и позволяет аэропорту расти на 6 процентов в год в течение следующих двадцати пяти лет, увеличив пропускную способность с 3,5 млн. до 12 млн. пассажиров в год к 2030 году.
В ответ на климат Аммана, где летние температуры заметно различаются между днем ​​и ночью, здание построено в основном из бетона, а высокая тепловая масса материала обеспечивает пассивный контроль окружающей среды. Тесселированный навес крыши включает в себя ряд мелких бетонных куполов, которые расширяют границы фасадов - каждый купол являлся модулем для строительства. Купола разветвляются от опорных колонн, как листья пустынной пальмы, и дневной свет заливает зал через расщепленные лучи в местах соединения колонн. Повторяя вены листа, геометрический образец, основанный на традиционных исламских формах, применен к каждому выставленному софиту. Сложная геометрия кровельных каркасов и стратегия изготовления была разработана совместно со специалистами по геометрии Foster + Partners.
По обе стороны от центрального здания проходят два пирса въездных ворот, в которых расположены основные зоны обработки и магазины, комнаты отдыха и рестораны. Между этими объемами дворы под открытым небом - особенность народной архитектуры в регионе - вносят вклад в экологическую стратегию терминала: растения и деревья помогают фильтровать воздух и предварительно его кондиционировать.
Терминал застеклен со всех сторон, что позволяет наблюдать за самолетом на перроне и помогает ориентироваться. Горизонтальные жалюзи затеняют фасады от прямых солнечных лучей - чтобы устранить блики, жалюзи концентрируются в более открытых местах рядом с колоннами. Бетонная конструкция включает местный гравий, чтобы снизить требования к техническому обслуживанию и энергию материала, а также гармонировать с естественными оттенками местного песка.
Амман является одним из старейших постоянно населенных городов в мире - дизайн аэропорта перекликается с ощущением места и местной архитектуры, особенно в куполообразной крыше, которая с воздуха перекликается с черной струящейся тканью бедуинской палатки. Территория перед аэропортом была расширена, чтобы создать благоустроенную площадь с местами для сидения в тени деревьев, где люди могут собраться.












4. Финансовый центр «Бунд»

Финансовый центр «Бунд» - новый многофункциональный проект, разработанный совместно Foster + Partners и Heatherwick Studio, - призван оживить набережную Шанхая. Занимая видное место на Бунде, здания определяют «конечную точку» самой известной улицы Шанхая. Генплан площадью 420 000 квадратных метров доступен для пешеходов, а его дизайн задуман как точка соединения между старым городом и новым финансовым районом.
Вдохновленные этим городским контекстом, две южные башни высотой 180 метров расположены на юге участка, а здания, обращенные к набережной, имеют ступенчатую высоту и соответствуют по масштабу и ритму великим достопримечательностям XIX века вдоль Бунда. В основе схемы лежит гибкий культурно-художественный центр, где проживает Фонд Fosun, который объединяет выставочные залы и залы для проведения мероприятий с площадкой для выступлений, вдохновленной открытыми сценами традиционных китайских театров.
Комплекс из восьми зданий площадью 420 000 квадратных метров объединяет офисы премиум-класса с бутик-отелем, культурным центром и множеством роскошных торговых площадей, расположенных вокруг благоустроенной общественной площади. Торговые площади вертикально выложены бутиками, концептуальными магазинами для международных брендов, роскошными торговыми центрами и ресторанами. Палитра из обработанного камня и бронзовых деталей придает зданиям ювелирное качество. Края каждого объема сделаны из богато текстурированного гранита ручной работы и становятся тоньше по мере подъема, создавая впечатление основательности у основания и прозрачности сверху.
Социальная направленность этой схемы - культурный центр, задуманный как платформа для международного обмена искусством и культурой, а также место для показа бренда, запуска продуктов и корпоративных функций. Здание окружено движущейся завесой, которая приспосабливается к изменяющемуся использованию здания и показывает сцену на балконе и вид на Пудун. Разработанный в сотрудничестве с местными инженерами Университета Тунцзи, фасад представляет собой завесу, организованную по трем дорожкам и состоящую из слоев 675 отдельных «кисточек» из магниевого сплава - отсылки к традиционному китайскому свадебному головному убору. Длина кистей колеблется от 2 до 16 метров, поэтому, когда каждая дорожка движется независимо, завеса вращается с наложением кисточек, создавая различные визуальные эффекты и уровни непрозрачности. Марианна Бродач

В каждом проекте сэр Норман Фостер и его команда используют элементы, присущие зданиям высоких технологий, и каждое творение достойно отдельного внимания.

В этой подборке читайте о первом в мире экологичном высотном здании, «большой оранжерее», самом необычном здании мэрии, башне-«огурце», изогнутом небоскрёбе, первой высотке Нью-Йорка с «Золотой» оценкой по LEED и частном космодроме.

ОБ АРХИТЕКТОРЕ

Сэр Норман Фостер - английский архитектор, один из основателей и руководителей архитектурного бюро Foster and Partners. Является обладателем множества наград, в числе которых самые престижные Притцкеровская и Императорская премии. Был возведён королевой Елизаветой II сначала в звание рыцаря, а затем барона. Фостер, отмечающий в следующем году свой 80‑летний юбилей, родился в Манчестере (Великобритания). Окончил Школу архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. В 1961 году выиграл стипендию на обучение в Йельском университете (США), откуда вышел со степенью магистра в области архитектуры. Здесь же Фостер познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1967 году вместе с ним, а также с сёстрами Чизман учредил архитектурную студию Team 4, где команда создала много проектов в стиле хай-тек. Позже Фостер основал свою архитектурную студию Foster Associates, которая в 1990 году была
переименована в Foster and Partners. Сотрудничество с архитектором Ричардом Фуллером, с которым архитектор познакомился в 1698 году, повлияло на то, что при проектировании Фостер всё больше внимания стал уделять сохранению окружающей среды.
Проекты бюро Фостера реализованы по всему миру. Первым значимым объектом стала штаб-квартира Willis Faber & Dumas (Великобритания, 1975). Своё первое высотное здание - Hongkong and Shanghai Bank - Фостер построил в Гонконге (КНР, 1986). Широко известны работы студии над терминалом лондонского аэропорта «Станстед» (Великобритания, 1991), высотным зданием Commerzbank во Франкфурте-на-Майне
(Германия, 1997), виадуком Мийо (Франция, 2004), башней Hearst Tower в Нью-Йорке (США, 2006), зданием «Хан-Шатыр» в Астане (Казахстан, 2010), а теперь и магазином Apple в Стамбуле (Турция, 2014).
Для России архитектурное бюро Foster and Partners также разработало
несколько проектов. Это 600‑метровая башня «Россия» в Москве-Сити, проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, «Хрустального острова» в Нагатинской пойме, здания «Апельсин» на месте ЦДХ, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и др. По различным причинам пока ни один из этих проектов не осуществлён.

Главное правление банка Commerzbank

Commerzbank во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1997) - одно из самых высоких зданий в Европе. Вместе с тем это первое в мире экологичное высотное здание. Горизонтальная проекция небоскрёба представляет собой треугольник со скруглёнными вершинами и немного выпуклыми сторонами. Центральная часть сооружения занята огромным треугольным атриумом, проходящим по всей высоте здания.

Атриум является каналом естественной вентиляции для смежных офисных помещений. Примерно две трети года сотрудники банка могут регулировать уровень естественной вентиляции путём индивидуального открытия окон. Только при сложных погодных условиях автоматизированная система управления оборудованием климатизации задействует систему механической вентиляции. Благодаря такой схеме организации вентиляции энергопотребление в Commerzbank на 30 % ниже, чем в традиционных высотных зданиях таких же размеров. Охлаждаемые теплоёмкие перекрытия с замоноличенными трубопроводами используются для естественного охлаждения здания вместо традиционной системы кондиционирования воздуха. Снижению энергозатрат способствуют также двухслойные светопрозрачные ограждения, теплозащитное остекление, герметичные стеклопакеты.
Особенностью комплекса являются зимние сады. Они размещены по спирали вокруг треугольной формы здания и занимают четыре этажа. Сады заполняют большие объёмы неразделённого офисного пространства и одновременно играют важную роль в создании микроклимата здания: за счёт аккумулирования теплоты солнечной радиации создаются дополнительные теплопоступления. Издали зимние сады создают впечатление прозрачности здания. Источники рассеянного света, расположенные в садах, в ночное время подсвечивают Commerzbank тёплым жёлтым светом.

«Большая оранжерея» Национального ботанического сада Уэльса

«Большая оранжерея» занимает центральную часть Национального ботанического сада Уэльса в Кармартен-шире (Великобритания, 2000). Здесь используются характерные для этого места экологические условия, в данном случае - для обогрева и обслуживания здания с наиболее эффективным потреблением энергии.
Частично отопление осуществляется при помощи котла, работающего на биомассе. Это современная уста-новка по сжиганию древесных отходов от садовой стрижки и предварительно обработанных отходов, поставляемых подрядчиками, занимающимися сбором мусора. По сравнению со сжиганием нефтепродуктов, в данном процессе в воздух выделяется незначительное количество серы и окислов азота. Более того, количество углекислого газа, которое получается в процессе горения, приблизительно равно его количеству, поглощённому растениями во время роста. Благодаря этому обеспечивается близкий к равновесию цикл углекислого газа.
Для управления климатическими параметрами в оранжерее применяется автоматизированная система управления, которая в случае необходимости открывает стеклянные панели, из которых состоит кровля здания.

Здание лондонской Мэрии City Hall

Необычная форма City Hall (Лондон, Великобритания, 2002), напоминающая яйцо, была выбрана архитектором не случайно: площадь поверхности наружных ограждающих конструкций на 25 % меньше, чем у здания кубической формы того же объёма.
Мэрия имеет 17‑градусный наклон в южную сторону, причём перекрытие каждого этажа образует своеобразный ступенчатый козырёк, выступающий наружу и исполняющий роль солнцезащитного элемента офисных помещений, расположенных этажом ниже.
Форма здания, наклон, применение элементов фасада в качестве солнцезащитных устройств, использование штор-жалюзи, расположенных внутри двойного фасада, позволяют снизить теплопоступления от солнечной радиации в летнее время (и теплопотери зимой) и минимизируют воздействие прямого солнечного освещения, которое может вызвать дискомфорт.
На фасадах установлены специально изготовленные светопрозрачные элементы. Интересно, что каждая из панелей уникальна по форме при ширине около 1,5 м. С помощью лазерной обработки им была придана конфигурация в соответствии с данными, полученными при расчёте формы здания. Это гарантировало высокую точность изготовления и обеспечило лёгкость последующего монтажа конструкций.

Офис швейцарской страховой компании Swiss Re

Высотное здание, в котором находится головной офис швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон, Великобритания, 2004), получило за свою оригинальную форму неофициальное название «Корнишон» (The Gherkin). Такая форма отвечает специфическим требованиям малого пространства, на котором расположено строение: в этом случае оно выглядит менее громоздким, чем обычный прямоугольный блок с такой же эквивалентной площадью помещений; двойной изгиб башни уменьшает отражения и улучшает светопроницаемость; тонкий профиль максимально увеличивает пространство и степень проникновения дневного света на уровне земли.

Основу фасада здания-«огурца» составляют три базовых элемента: первые два - наружная оболочка из двойного стекла с низкой излучательной способностью и внутреннее остекление, расположенное на расстоянии 1,0-1,4 м от наружного. Третий элемент - это система механических козырьков, находящихся между оболочками и образующих воздушные камеры.
В здании предусмотрена система вентиляции смешанного типа с преимущественным использованием естественной вентиляции. Было установлено, что в течение 40 % времени естественная вентиляция может применяться в дополнение к системе кондиционирования воздуха и в определённые периоды может выступать единственной формой охлаждения воздуха для некоторых участков здания.
Стратегия взаимодействия здания с окружающей средой основана на размещении небесных садов в шести треугольных врезках в краях каждой круглой плиты настила - в плане полы похожи на ступицы автомобильных колёс с радиальными спицами. Полы на разных уровнях повёрнуты по отношению к полам соседних уровней, и, таким образом, сады кажутся поднимающимися спиралью по периферии здания.
Сады образуют часть системы естественной вентиляции здания, в них высажены растения, интенсивно насыщающие воздух кислородом.

Штаб-квартира Hearst Tower

Здание Hearst Tower (Нью-Йорк, США, 2006) - офис одноимённой корпорации - первым из всех высотных башен Нью-Йорка получило оценку «Золотой» по сертификации LEED. Потребление энергии в здании на 26 % меньше, чем у аналогичного по назначению и традиционного по конструкции высотного объекта.
Башня имеет сплошное остекление. Высота каждой панели равна четырём этажам. При строительстве здания была применена диагональная сетка, используемая во многих других проектах архитектора.
В Hearst Tower смонтировано 15 скоростных лифтов, в которых максимально использованы энергосберегающие технологии. В частности, пассажиропоток регулируется интеллектуальной системой управления движением лифтов.
Среди экологичных решений можно отметить, например, сбор дождевой воды и использование конденсата, образующегося от работы системы кондиционирования, для бытовых целей.

Башня The Bow

The Bow является самым высоким зданием в Калгари (Канада, 2013). Небоскрёб имеет форму дуги, напоминающую изгиб реки Боу, в честь которой оно и названо. Такая форма выбрана ещё и потому, что вогнутая часть, обращённая на южную сторону, по сути выступает в роли солнечной ловушки. В этом случае достигается значительное уменьшение потребления энергии. Кроме того, при изогнутой форме здания требуется меньше стальных конструкций, т. к. на такое здание воздействуют меньшие аэродинамические нагрузки.

Фасады имеют сплошное остекление и узнаваемую сетчатую оболочку (высота каждого треугольника равняется шести этажам). За счёт этого в офисах стало возможным использование преимущественно естественного освещения.
Во всю высоту здания простирается атриум, который защищает помещения как от перегрева, так и от переохлаждения. На трёх уровнях он разделён зимними садами, где высажены различные растения и организованы зоны отдыха для сотрудников.

Космодром «Америка»

Космодром «Америка» (Нью-Мексико, США, 2014) - первый в мире частный космодром, предназначенный для суборбитальных полётов космических туристов и для запуска космических кораблей с исследовательскими целями.
Здание имеет внушительные размеры, но в пустынной местности не выглядит громоздким, т. к. органично вписано в окружающую среду благодаря использованию природных форм и удачному цветовому решению.
Часть здания заглублена в землю, что защищает его от воздействия палящих лучей заходящего солнца и снижает затраты энергии на охлаждение. Массивные ограждающие конструкции позволяют использовать перепад наружных температур в течение суток для охлаждения здания днём и обогрева ночью.

Марианна Бродач - вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».

При благоприятных параметрах наружного воздуха в здании имеется возможность организовать приток свежего воздуха с помощью естественного проветривания не только для помещений, расположенных по периметру здания, но и для внутренних помещений, оснащённых световыми фонарями.
Пассивные методы защиты здания от негативных воздействий наружного климата, таких как резкие суточные перепады температуры, позволили отказаться в здании космодрома от энергозатратных систем охлаждения и отопления здания и сделали возможным использование только альтернативных источников энергии. В качестве источника теплохолодоснабжения используется геотермальная энергия. Для дополнительного охлаждения применяются системы с климатическими балками. ●


Энергоэффективность , Зелёное строительство


Год рождения - 1935
Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.


Дворец мира и согласия, Астана

Фостер по праву считается лидером, если не живым классиком сегодняшней архитектуры хай-тека.

Родился Норман Роберт Фостер 1 июня 1935 года в рабочей семье в пригороде Манчестера. Отслужил в армии летчиком. В 1967 году он основал свою фирму из трех человек.

Проект башни "Россия", Москва

Ранние жилые постройки Фостера, начиная с террасообразно спускающихся по прибрежным склонам Корнуолла и кончая его Лондонским «Мьюс-хаус» (1965), активно эксплуатируют традиционные мотивы. Вместе с тем в них неожиданно многое оказалось созвучным сегодняшнему экологическому подходу. Очевидны и отдельные вкрапления, как бы предвещающие будущий хай-тек, и в этом смысле корнуоллский «приют» с его застекленным «капитанским мостиком», вырастающим прямо из земли, был в высшей степени симптоматичен. Сам Фостер отмечает эту смесь традиционного и супернового на заре творческой деятельности и находит там отдельные прототипические элементы «Виллис Фабер» и Сайнсбери-сентр.

Creek Vean, Корнуолл

Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре - после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным - как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию - например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Проект Хрустального острова, Москва

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974).

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich

Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль-Беккет-театра в оксфордском Сент-Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять-таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Климатрон - геодезический купол оранжереи ботанического сада в Миссури

Проект Фостера - Сайнсбери-сентр в Норвиче (1977) - совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери-сентр послужило здание «Модерн-арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери-сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Сайнсбери-сентр

В больших пространствах между артикулированными поясами ферм и более хрупкими раскосами размещены все коммуникации, рабочие помещения, но все это в общем-то уведено из поля зрения и как бы «обернуто» вокруг главного - гигантского экспозиционного помещения - уже даже не зала, а некой крытой и защищенной с боковых сторон площади свободного многоцелевого использования. С торцов огромное здание просматривается насквозь и как бы сливается с природой. С других точек зрения его лаконичный абрис противостоит ей. Огромные обрамленные фермами порталы торцов этого супершеда буквально распахнуты в природу. Они служат своего рода обрамлениями, кулисами прекрасных ландшафтных картин, и внешнее пространство как бы с гулом устремляется сквозь гигантское сооружение, сообщая его статике неожиданный динамизм.

Хотя в некоторых аспектах Сайнсбери-сентр - здание «низкой» технологии, его по праву называют «храмом хай-тек». Но это уже хай-тек какого-то особого рода, более высокой ступени. Здесь практически ничего нет от холодного любования супертехникой. Алюминий, сталь, стекло, неопрен - новейшие материалы, как бы согретые неким особым, почти рукодельным к ним отношением, воскрешая, казалось бы, навек ушедшие традиции ремесленной обработки поверхности, лепки деталей. Огромная «живая машина» покоряет своей особой красотой очеловеченной техники.

Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного сооружения. Архитектурные достоинства Сайнсбери-сентр неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Здание Рено-сентр близ Суиндона (1983) - один из «ударных» объектов первой половины восьмидесятых - по меркам сдержанного Фостера в высшей степени экспрессивно. Крупные фирмы теперь стремятся к повышенной образности своих зданий, убедившись, что дополнительные затраты на это окупаются с лихвой. Если Сайнсбери-сентр воплощает в творчестве Фостера классические начала, то в Рено-сентр просвечивают некие барочные тенденции. Предварительно напряженные шестнадцатиметровые колонны держат с помощью натянутых тросов модули перекрытия с вырезанными в них «окнами» верхнего света. Сетка таких модулей покрывает прямоугольный с одним срезанным утлом участок. Использованы характерные для Фостера «переносы технологий». Здание в целом оказалось столь выразительным и запоминающимся, что сразу же стало использоваться в рекламе фирмы «Рено».

Рено-сентр

Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981—1985). Гонконгский небоскреб поражает размерами и сложностью конструкции, представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, теперь стало символом Гонконга (ныне Сянган) как крупного мирового финансового центра. Шанхайский банк был возведен всего за четыре года. В начале работы автор проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки» - новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми вертикальными слоями. В основе конструкции - вертикальные опорные башни, несущие межэтажные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции остается возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок - целостная структура здания при этом не нарушается.

Шанхайский банк

Во время строительства подъемные краны укрепляли прямо на опорных башнях - так экономилось место на стройплощадке. В период тайфунов краны оснащали металлическими лопастями (флюгарками), благодаря которым краны свободно двигались, но не ломались. Каждая из восьми опорных башен состоит из четырех колонн. Они располагаются двумя рядами в западной и восточной частях здания. Служебные башни, в которых размещены лифты и туалеты, сгруппированы. Эскалаторы, смонтированные по диагонали в соответствии с китайским учением фэн-шуй, вносят динамизм в интерьер главного холла и банковского зала.

Горизонтальные раскосные фермы, расположенные через каждые восемь этажей, поддерживают нижние этажи Н-этажных секций. Фермы через опорные башни передают нагрузку на землю. При планировке каждого этажа соблюдены три принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы: обеспечен максимальный простор для служащих; сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства.

Атриум прорезан на высоту двенадцати этажей. Свет проникает туда через сплошные окна фасадов. Кроме того, солнечный рефлектор улавливает и направляет в атриум дневной свет. Атриум играет важную роль в организации внутреннего пространства здания - он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Солнечный рефлектор из зеркал, помещенный на южном фасаде здания на уровне потолка атриума, через систему отражателей направляет свет в атриум. Оттуда свет проникает дальше - в банковский зал и сервисный комплекс.

В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992), гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой.

Аэропорт "Стендстед"

Одна из последних работ Фостера - проект реконструкции рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг будет как можно менее имперским. Форстер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских-1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего - иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол - имперская деталь.

Рейхстаг

Купол рейхстага - это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Как всегда здание оснащается самой современной техникой.

Купол Рейхстага

Здания Фостера регулярно попадают в Книгу рекордов Гиннесса по какому-нибудь техническому показателю. С Фостером связано даже специальное понятие «умные здания» - когда дом превращается в сложнейшую машину, которая управляется серьезной компьютерной станцией.

Проект небоскреба "Кристалл", Ханты-Мансийск

За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Фостера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов. И еще по сто нанимаются на каждый новый объект.

Башня Херст, Нью-Йорк

Фостера продолжают ценить за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, дать человеческое измерение масштабу, превратить ее из пугающей отчужденной силы в источник радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера. Это точно уловил Б. Фуллер. Свою речь на торжественном акте вручения Фостеру Золотой медали Королевского института британских архитекторов в 1983 году он завершил словами: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную цельность».


Kogod Courtyard, Center for American Art and Portraiture at the National Portrait Gallery , Washington, DC

Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Все зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради нее самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».

Expo MRT Station, Сингапур

Для таких утверждений есть основания, но и очевидность пристрастий к супертехнике несомненна. «Он испытывает просто какой-то детский восторг, обнаруживая новые конструктивные и экспрессивные возможности. Его находки всегда интересны, неожиданны. Он использует самые последние достижения в наиболее развитых областях техники». Недаром сам Фостер считает, что использование передовых технологий, не свойственных строительству, «всегда было главной заботой фирмы», приводя в качестве примеров свою надувную оболочку для компьютерного производства, систему, принятую им во «Фред Олсен сентр», суперскульптурные панели Сайнсбери-сентр, сочетание конструкций и остекления в здании Рено-сентр, перекрытия в гонконгском банке, где опробована технология самолетостроения. Создается впечатление, что самые сложные обстоятельства, финансовые ограничения, головоломные функциональные требования лишь воодушевляют Фостера.

Gherkin, Лондон

Текст Дмитрия Самина