Алгоритм раздачи лекарственных средств. Раздача лекарственных средств пациентам лечебного отделения Необходимое оснащение для раздачи лекарственных средств

Лекарственные препараты и медицинский инвентарь хранятся в специальном шкафу постовой медсестры, причем для хранения лекарств, медицинского инвентаря и предметов ухода за больными должны быть отдельные шкафы.

Лекарственные вещества делятся по группам на наркотические, сильнодействующие, психотропные и ядовитые.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждены ПККН, протокол № 1/76-2000 от 06.03.2000 г.):

- «А» - список № 1 сильнодействующих веществ

- «В» - список № 2 ядовитых веществ

- «С» - список № 3 одурманивающих веществ.

Все вещества – наркотические, сильнодействующие, психотропные и ядовитые – подлежат строгому учету и хранятся в сейфе. Количество наркотических веществ на отделении не должно превышать их суточный запас. Для учета наркотических веществ существуют специальные журналы (прошнурованные, пронумерованные и заверенные печатью медицинского учреждения). Использованные пустые ампулы наркотических веществ сдаются строго по журналу (Приказ МЗ РФ № 330 от 12.11.1997 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств»).

Для остальных лекарственных препаратов, хранящихся в сейфе, также существуют пронумерованные, прошнурованные и проштампованные журналы, где ведется строгий учет этих средств. Сейф для хранения таких лекарств должен находиться в специальном помещении (без окон, полностью с решетками, под сигнализацией, с железной дверью – Приказ № 330 и Приказ МЗ РФ № 31-03/181-06 от 20.04.2000 «О порядке хранения лекарственных средств (наркотических, сильнодействующих и психотропных)»).

Ядовитые лекарства хранятся в шкафу «А» под замком или в сейфе. Сильнодействующие лекарства хранятся в шкафу «Б». Для учета расхода ядовитых и сильнодействующих средств существуют журналы, листы которых пронумерованы и прошиты. В историях болезни существует отдельный лист для наркотических средств, где учитывается дата и время их введения больному с подписью врача и медсестры. За назначение и расход лекарств групп «А» и «Б» несет ответственность врач.

Место и хранение лекарств. Быстро портящиеся лекарственные средства (настои, отвары, мази) хранятся в холодильнике. Стерильные растворы, приготовленные в бутылках, хранятся не более 1 месяца. Признаки порчи лекарственных веществ: появление хлопьев, изменение цвета и запаха. Готовые лекарственные препараты хранятся в аптечных упаковках.

Лекарства раздаются согласно листу назначений. Перед раздачей лекарств медсестра должна внимательно прочитать название и дозировку лекарств. Раздаются лекарства непосредственно перед употреблением.

Способы введения лекарственных веществ различны: наружный, энтеральный, парентеральный, втирание, смазывание, наклеивание пластырей, припудривание или присыпание, ингаляции, закапывание капель в глаза, уши, нос.

Парентеральное введение лекарственных веществ - внутрикожное, подкожное, внутримышечное, внутривенное, внутриартериальное, введение в полость плевры, брюшины, суставов, и т.д. Преимущество парентерального введения препаратов - это быстрота их действия и точность дозировки. Применяются одноразовые шприцы и иглы.

Внутрикожные инъекции проводятся на сгибательной поверхности предплечья, шприцом диаметром 0,4 см, ценой деления 0,1 мл, игла вводится под углом к поверхности кожи 15°, срезом вверх.

Подкожные инъекции делаются на наружной поверхности плеча, подлопаточной области, переднебоковой поверхности бедра, живота; последняя локализация используется для продления действий таких препаратов как инсулин, гепарин, и т.д. При подкожной инъекции игла вводится под основание кожной складки, под углом 30-45° к поверхности кожи, на глубину 2-3 см.

Внутримышечные инъекции делаются в большую ягодичную мышцу, а также в трех- и четырехглавую мышцы бедра. Обычной локализацией является наружно- верхний квадрант ягодицы. Длина иглы 6-10 см; игла вводится достаточно глубоко, но не более чем на 2/3 длины, под углом 60-90°.

Внутривенные инъекции. Для внутривенных инъекций используют вены локтевого сгиба, тыла кисти, голени, головы. Накладывают «венозный жгут» выше места предполагаемой пункции. Над хорошо видимой или пальпируемой веной прокалывают кожу под углом 30-40°, а затем вену под углом 5-10°, срезом иглы вверх.

До введения препарата необходимо проверить правильность попадания в вену, для чего нужно потянуть поршень шприца на себя. Появление в шприце крови является критерием правильности попадания.

Возможные осложнения при внутривенных инъекциях: пирогенная реакция, воздушная или жировая эмболия сосудов легких, головокружение, коллапс, нарушения ритма сердца, инфильтрат в месте введения, гематома, флебит, сепсис, аллергические реакции. Если при инъекции произошло попадание под кожу, на место инъекции накладывают согревающий компресс.

ЧАСТНЫЙ РАЗДЕЛ

Уход за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Студент должен знать основные симптомы при патологии органов кровообращения: боли в области сердца или за грудиной, сердцебиение, одышка, усиление ее в горизонтальном положении, отеки; уметь определять пульс у больного, знать его характеристику, записывать колебания пульса графически, измерять артериальное давление и отмечать его в температурном листе.

Оказание доврачебной помощи:

    Уложить больного и успокоить.

    Дать таблетку нитроглицерина под язык (если нет непереносимости).

    Поставить горчичники или смазать ментоловым маслом область грудины и межлопаточное пространство. Если в течение 5 минут боли не купируются, вызвать врача.

При возникновении удушья у больного с сердечно-сосудистой патологией - придать больному полусидячее положение с опущенными ногами, успокоить. Наложить жгуты на четыре конечности, дать кислород, вызвать врача-реаниматолога. Жгуты накладываются поверх марлевой салфетки или полотенца. Конечность должна посинеть, вены набухнуть, но пульсация периферических артерий должна сохраняться. Жгуты накладывают на 30 минут.

При возникновении обморока у больного появляется резкая слабость, головокружение, звон в ушах, «потемнение» в глазах, потеря сознания; кожные покровы становятся бледными, появляется холодный липкий пот; пульс мягкий, редкий, зрачки сужаются. Доврачебная помощь: уложить больного на кровать с опущенным головным концом, расстегнуть одежду, опрыскать больного холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт и натереть им виски.

Основные симптомы коллапса : бледность кожных покровов, спадение видимых вен, холодный липкий пот, похолодание конечностей, пульс частый, нитевидный; артериальное давление резко снижено, дыхание учащено, поверхностное, но не затрудненное. Доврачебная помощь: уложить больного, согреть грелками, напоить крепким чаем, ввести под кожу 1-2 мл 10% раствора кофеина, 1-2 мл кордиамина, вызвать врача.

У больных с сердечно-сосудистой патологией необходимо ежедневно измерять артериальное давление. Показатели артериального давления в норме от 100/60 до 140/90 мм.рт.ст. Методика измерения артериального давления: манжету сфигмоманометра накладывают на плечо; пальпируют пульс локтевой артерии и над ним в локтевом сгибе устанавливают стетоскоп. Затем перекрывают воздушный вентиль и с помощью груши увеличивают давление воздуха в манжете до тех пор, пока слышна пульсация, и еще на 20-30 мм.рт.ст. выше. Далее путем ослабления вентиля медленно выпускают воздух. Момент появления сосудистых тонов соответствует систолическому давлению, момент исчезновения тонов - диастолическому.

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания

У больных с заболеваниями органов дыхания необходимо производить подсчет частоты дыхания ежедневно. В норме частота дыхания составляет 1/4 от частоты пульса, в среднем - 16-20 раз в минуту. Увеличение частоты и ритма дыхательных движений, изменение объема дыхания называется одышкой. Одышка бывает инспираторной (при поражении крупных бронхов), когда затруднен вдох, экспираторной (при сужении мелких бронхов) и смешанной.

Резкое учащение дыхания- тахипноэ, урежение - брадипноэ, остановка дыхания - апноэ. Удушье - затрудненное дыхание, возникающее приступообразно (астма).

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выделение из бронхов и верхних дыхательных путей инородных тел, мокроты.

При одышке больному нужно дать кислородную подушку, освободить от стесняющей одежды. При непродуктивном кашле дать теплое питье с содой или пополам с минеральной водой, поставить банки или горчичники, сделать теплые ножные ванны. Некупированный кашель может привести к эпизодам потери сознания на высоте кашля, разрыву эмфизематозной буллы легкого с развитием пневмоторакса.

При наличии у больного мокроты необходимо сделать анализ ее на микроскопическое и бактериологическое исследование. Перед сбором мокроты больной должен почистить зубы и прополоскать рот, чтобы микроорганизмы полости рта не попали в мокроту. На посев мокроту собирают в стерильную банку, утром, т.к. в это время мокрота более богата микрофлорой.

При сдаче мокроты на микобактерии туберкулеза, ее собирают в течение 1-3 суток, хранят в прохладном месте. Данное накопление необходимо, т.к. микобактерии определяются при наличии их в 1 мл мокроты не менее 100000.

При взятии мокроты на атипичные (опухолевые) клетки, которые быстро разрушаются, необходимо как можно скорее отправить мокроту в лабораторию.

Некоторые заболевания легких осложняются кровохарканьем или легочным кровотечением. В таких случаях нужно обеспечить больному полный покой, придать возвышенное положение, на грудную клетку положить пузырь со льдом и давать глотать небольшие кусочки льда (0,5-1 см в диаметре), следить за состоянием сердечно-сосудистой системы, своевременно вызвать дежурного врача, дать противокашлевые средства.

Кровохарканье - выделение мокроты с примесью крови. Легочное кровотечение- выделение через дыхательные пути значительного количества крови с кашлевыми толчками или струей. При легочном кровотечении выделяется пенистая мокрота, алая кровь, долго не подвергающаяся свертыванию, чем и отличающаяся от желудочного кровотечения. При кровохаркании противопоказаны горчичники, банки, грелки физиотерапевтические процедуры.

В комплекс лечения больных с поражением дыхательной системы входит оксигенотерапия: ингаляции кислорода (увлажненного), энтеральное введение кислорода, гипербарическая оксигенация.

При отеке легкого больному дают смесь из кислорода и этилового спирта, где спирт играет роль пеногасителя.

Оксигенотерапия проводится с использованием баллонов со сжатым кислородом, от которых идет подача кислорода в палаты. Кислород подается увлажненным, через аппарат Боброва, наполовину заполненного водой. Ингаляция кислородом может быть непрерывной или сеансами по 15-20 минут несколько раз в день.

Техника подачи кислорода- ингаляции через носовые ходы с помощью катетера, который вводится через нос или рот с применением загубника.

Уход за больными с заболеванием органов пищеварения

В процессе лечения больного с заболеванием желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) осуществляется наблюдение за весом больного; взвешивание больного производится один раз в 10 дней.

Основные жалобы больного при патологии ЖКТ: диспептические явления(нарушения аппетита, отрыжка, изжога, срыгивание, тошнота, рвота), боли в животе различной локализации, кровотечения, желтуха, диарея, запоры, метиоризм.

Рвота у больного может быть различного происхождения: «центральная» - при повышении внутричерепного давления, при пищевых токсикоинфекциях, обострениях гастрита, язвенной болезни, болезнях желчевыводящих путей, поджелудочной железы, и др. В зависимости от заболевания, характер рвоты может быть различным, поэтому рвотные массы медсестра должна оставить для осмотра врача. Оказание доврачебной помощи: больного необходимо усадить, при тяжелом состоянии повернуть голову на бок, чтобы не было аспирации рвотных масс. После рвоты необходимо прополоскать рот водой или очистить полость рта ватным тампоном, смоченным 2% раствором соды. Иногда рвоту можно прекратить, если дать больному выпить холодной воды с добавлением лимонной кислоты, 0,5% раствора новокаина или дать кусочки льда.

При пищевых токсикоинфекциях, отравлениях лекарствами медсестра по назначению врача производит промывание желудка. Если больной в сознании, промывание желудка производится толстым зондом, длина которого 1-1,5 метра, диаметр 10-13 мм; на конце этого зонда имеется стеклянная воронка емкостью 1 литр. Для промывания используют раствор соды, марганцево-кислого калия. Больного усаживают, одевают клеенчатый фартук, между ног ставят ведро. Голова больного наклоняется вперед; толстый зонд вводится активно, т.е. с помощью глотательных движений больного. Обычно зонд вводят до отметки 50 см. Промывание желудка осуществляется по принципу сообщающихся сосудов. Первая порция промывных вод отправляется в токсикологическую лабораторию. Промывание проводят до чистых вод, в среднем на эту процедуру уходит до 10 л раствора.

При бессознательном состоянии больного промывание желудка проводится в положении на боку, тонким зондом (диаметр 4-5 мм), который вводится через носовой ход; к свободному концу зонда присоединяется шприц Жане, им вводят и выводят промывающий раствор.

Противопоказания к промыванию желудка: органические сужения пищевода, кровотечения(желудочное и из расширенных вен пищевода), высокое артериальное давление, нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда.

Кроме промывания желудка желудочный зонд применяется для исследования секреторной и кислотообразующей функции желудка, а также может быть использован как один из способов искусственного питания.

Признаки кровотечения. Кровотечение из варикозно расширенных вен пищевода - кровь алая, при желудочном кровотечении - рвота « кофейной гущей», кровотечение из кишечника - неизмененная алая кровь.

При массивных кровотечениях возникает бледность кожных покровов, тахикардия, снижение артериального давления, кал становится черного цвета (мелена). Подобная окраска кала связана с появлением сульфидов, образующихся в кишечнике из крови под действием различных бактерий и ферментов.

Если у больного рвота «кофейной гущей» или с прожилками крови, необходимы доврачебные мероприятия по остановке кровотечения. Больному необходимо создать психический и физический покой, положить на живот пузырь со льдом, дать в рот кусочки льда, постоянно измерять артериальное давление и частоту пульса. Срочно проводится эндоскопическое исследование, контролируется содержание гемоглобина, эритроцитов, гематокрита, определяется группа крови. Для остановки кровотечения врач назначает инъекции викасола, хлорида кальция, эпсилон-аминокапроновой кислоты, при необходимости проводят гемотрансфузии.

Боли в животе имеют различный механизм и трактовка их требует врачебного осмотра, поэтому при появлении болей в животе медсестра до прихода врача не имеет права давать слабительное, делать клизму, ставить грелку, производить промывание желудка и давать анальгетики.

Желтушность кожных покровов возникает при механической, паренхиматозной и гемолитической желтухах. Медсестра должна вызвать врача, оставить кал для осмотра, собрать мочу и отправить в лабораторию для определения уробилина, билирубина и желчных пигментов. Также медсестра должна обеспечить проведение санэпидрежима: отдельная посуда, обработка хлорамином индивидуального судна, измерение температуры тела.

У больных с патологией желче-выводящих путей по назначению врача медсестра проводит тюбаж (слепое зондирование). Техника выполнения: утром натощак больному дается 25 мл раствора сульфата магния (при наличие колита - 25 мл килита или сорбита, т.к. солевые слабительные этой группе больных противопоказаны) и 2 таблетки но-шпы. Положение больного - на правом боку с грелкой, в течение 30 минут больной должен выпить 0,5 л минеральной воды.

Диарея возникает при энтеритах различной этиологии, колитах и синдроме раздраженной кишки, в основе чего лежит нарушение моторики при отсутствии органических изменений кишечника.

Действия медсестры при появлении диареи: осмотреть стул и оставить его для осмотра врачу. Направить кал в бактериологическую лабораторию на тифо-паратифозную группу и дизентерию. В клиническую лабораторию направляется кал по cito на копрограмму. Для бактериологического исследования кал собирается в стерильную пробирку.

Соблюдение санэпидрежима: отдельная обработка посуды больного, отдельное судно, обработка его 3% раствором хлорамина.

Больному назначается диета № 4.

Запор. При запорах выбор слабительных препаратов и назначение очистительных клизм производится врачом.

Медсестра должна знать о существовании различных видов клизм: очистительные, сифонные, питательные, лекарственные, капельные, масляные, гипертонические, эмульсионные.

Очистительные клизмы применяются при задержке стула для очищения нижнего отдела кишечника от каловых масс, перед рентгенологическим исследованием ЖКТ, почек, пояснично-крестцового отдела позвоночника, перед операциями, абортами, перед постановкой лекарственных клизм.

Действие очистительных клизм основано на возбуждении перистальтики кишечника водой, размягчении и раздроблении каловых масс.

Очистительные клизмы противопоказаны при «остром животе», эрозивно-язвенном колите, кровотечениях из ЖКТ, распадающихся опухолях толстой кишки. Техника постановки: кружка Эсмарха заполняется водой при температуре 25-30°С; к ней прикрепляется резиновая трубка длиной 1,5 м, которая заканчивается наконечником; поступление воды из кружки в прямую кишку регулируется краном. Для очистительной клизмы используют 1-1,5 л воды. При атонических запорах для стимуляции сокращений толстой кишки применяют воду более низкой температуры (12-20°С), а для расслабления гладкой мускулатуры кишечника при спастическом колите используется вода при температуре 37-40°С.

Положение больного при постановке клизмы на левом боку с согнутыми коленями. Смазанный глицерином наконечник вводят в прямую кишку на глубину 10-12 см, открывают кран и поднимают кружку Эсмарха на 1 м. После окончания введения жидкости больному рекомендуется воздержаться от дефекации 5-10 минут.

Упорные запоры спастического генеза являются показанием к постановке масляной клизмы. Техника постановки: резиновый грушевидный баллон заполняется 100-200 г растительного масла при температуре 37-38°С. Послабляющий эффект наступает через 10-12 часов.

Гипертонические (солевые) клизмы показаны при атонических запорах. Эти клизмы применяют при лечении отеков, особенно мозговых оболочек, т.к. осмотическое действие клизмы способствует выходу из тканей жидкости в прямую кишку. Техника постановки: 50-100 мл 10% раствора хлористого натрия или такое же количество 20-30% раствора сульфата магния.

Для быстрого опорожнения кишечника применяются сифонные клизмы, механизм действия которых основан на принципе сообщающихся сосудов. Сифонные клизмы представлены резиновой трубкой 75-150 см длиной, в диаметре 1,5 см, на наружном конце - воронка, на другом - гибкий резиновый наконечник, который вводится в прямую кишку на глубину 20-40 см. Вводится 8-12 л слабого раствора перманганата калия или 2% раствора соды или кипяченая вода. Воронка поднимается на 50 см выше тела больного, сливание сифонных вод производится в ведро.

Лекарственные клизмы, чаще микроклизмы, 50-100 мл, бывают общего и местного действия. Клизмы общего действия применяют при невозможности или противопоказаниях приема препаратов перорально. Например, при патологии желудка нестероидные противовоспалительные препараты для перорального применения противопоказаны и их вводят в виде лечебных клизм. Лекарственные клизмы бывают обезболивающие, снотворные, успокаивающие. Общие клизмы используются для введения питательных веществ.

Лекарственные клизмы местного действия применяются при воспалительных процессах в слизистой оболочке прямой или сигмовидной кишки, часто они применяются в урологической и гинекологической практике.

Методика постановки лекарственных клизм: за 30-40 минут до лекарственной клизмы делают очистительную клизму. Температура вводимого препарата должна быть 38-40°С, при низких температурах появляются позывы на дефекацию и лекарство всасывается не полностью.

Для возмещения большого количества жидкости применяют лекарственные клизмы длительного действия - капельный метод введения. Капельно можно ввести физиологический раствор, 5% раствор глюкозы; вводить можно не более 3 литров жидкости, со скоростью 60-80 капель в минуту.

Объем питательной клизмы - 200 мл, температура вводимой жидкости 38-40°С. Питательные клизмы назначаются тогда, когда нельзя вводить питательные вещества через рот или как дополнительный метод питания. Обычно вводят 20% раствор глюкозы, мясной бульон, молоко, сливки.

При метеоризме больному дают активированный уголь и вводят газоотводную трубку.

Подготовка больного к рентгенологическому и эндоскопическому исследованию желудка и кишечника. Перед исследованием желудка специальной подготовки не требуется, исследование проводится натощак. Для исследования кишечника подготовка обязательна - очистительная клизма ставится вечером и утром в день исследования. За 2 дня до исследования больному назначаются продукты, исключающие метеоризм, из медикаментов - активированный уголь и ферменты.

При подготовке к ирригоскопии накануне обследования больному дают перед обедом 30 г касторового масла, вечером - очистительная клизма дважды, с интервалом в 1 час. Больной не ужинает. Утром - легкий завтрак и 2 очистительные клизмы.

При подготовке к ректероманоскопии вечером и утром в день исследования за 1,5 - 2 часа ставятся очистительные клизмы.

Наблюдение и уход за больными с нарушениями функции почек

и мочевыводящих путей.

Больные с заболеваниями мочевыделительной системы (МВС) предъявляют жалобы на боли в поясничной области различного характера: незначительные при нефритах, резкие приступообразные при мочекаменной болезни, при почечной колике, иррадиирующие вниз по ходу мочеточника в паховую область; острые боли при инфаркте почки; при цистите боль локализуется над лобком. Отеки, преимущественно на лице. При обширных отеках больного взвешивают; изменение веса в динамике помогает следить за эффективностью лечения.

Для больных с заболеваниями МВС характерны расстройства мочеиспускания в виде поллакиурии (учащение мочеиспусканий), странгурии (учащенное и болезненное мочеиспускание), ишурии(задержка мочи, обусловленная невозможностью опорожнить мочевой пузырь), полиурии (увеличение суточного диуреза), олигурии (уменьшение диуреза менее 500 мл/сут), анурии (менее 100 мл/сут), опсиурии (урежение мочеиспусканий), никтурии(увеличение ночного диуреза и его преобладание над дневным).

Большое значение в диагностике нефрологических и урологических заболеваний имеет общий анализ мочи . Мочу собирают утром после сна. Проводится туалет больного. Для исследования берут среднюю порцию мочи. Посуда для сбора мочи должна быть вымыта и высушена. Мочу отправляют в лабораторию в 8-9 часов утра. По назначению врача больному проводится катетеризация мочевого пузыря с лечебной и диагностической целью. Для этого существуют мягкие катетеры (резиновые), эластичные (полужесткие) и металлические (жесткие). При катетеризации возможны осложнения - занесение инфекции, повреждение стенки мочевого пузыря. При проведении этой процедуры необходимо соблюдать правила асептики и антисептики, использовать одноразовые перчатки медперсоналу. Мочу, полученную при катетеризации, можно направить в бактериологическую лабораторию на посев(для определения микрофлоры и чувствительности ее к антибиотикам).

Медсестра также должна уметь правильно собирать мочу на анализ по Нечипоренко, Зимницкому, Фишбергу, Ребергу, Райзельману, определять сахар и ацетон в моче тест - полосками.

Перед рентгенологическим исследованием МВС больной должен соблюдать бесшлаковую диету в течение 3 дней. При метеоризме назначается карболен, перед исследованием вечером и утром ставится очистительная клизма. Ультразвуковое исследование почек не требует специальной подготовки, однако патология мочевого пузыря и предстательной железы может быть выявлена при наполненном мочевом пузыре, для чего больной должен выпить 0,5-1 л воды или чая за 1-2 часа до исследования.

Участие медсестры в проведении функциональных проб

Проба Нечипоренко : больной мочится в три приема, берется средняя порция мочи (первая и последняя выливаются). Подсчитывают количество форменных элементов в 1 мл мочи. В норме эритроцитов до 1000, лейкоцитов до 4000, цилиндров до 220.

Проба Зимницкого : проводится на обычном пищевом и питьевом режиме. Моча собирается каждые 3 часа в течение суток, всего 8 порций, в каждой порции измеряют количество мочи и удельный вес, отдельно оценивают дневной и ночной диурез (с 6.00 до 18.00 – дневной, с 18.00 до 6.00 – ночной). Плотность (удельный вес) мочи в норме колеблется от 1005 до 1027.

К функциональным пробам почек относится проба Фольгарда на разведение и концентрацию. Проба на разведение: натощак после опорожнения мочевого пузыря в течении 30 минут больной выпивает 1,5 л жидкости (с 7.30 до 8.00), моча собирается в течении 4- х часов каждые 30 минут. Максимальное выделение мочи наблюдается во 2 и 3 порциях, объем – 300-400 мл, удельный вес снижается до 1003-1001. Стандартная водная нагрузка не учитывает веса больного, правильнее давать 22 мл/кг веса больного.

Проба Фольгарда на концентрацию. В 13.00 больной съедает обед без жидкости (подсушенный хлеб, отжатый творого, яйцо, гречневая каша). Моча собирается каждые 2 часа в течении 8 часов. В номе моча выделяется небольшими порциями по 20-50 мл с высоким удельным весом, 1028 и выше.

В настоящее время проба Фольгарда на концентрацию проводится в модификации Фишберга : в 12.00 прекращается прием жидкости, в 18.00 больной съедает свой обычный ужин, в 20.00 опорожняется мочевой пузырь. На следующий день моча собирается в 8, 9 и 10 часов утра. При патологии почек относительная плотность мочи во всех трех порциях ниже 1025.

Проба Земницкого может быть заменена на пробу Райзельмана : моча собирается только в те часы, когда у больного появляется естественное желание к мочеиспусканию. Колебания удельного веса в норме от 1005 до 1025.

Проба Реберга позволяет определить клубочковую фильтрацию и реабсорбцию. Техника проведения: утром, натощак, больной опорожняет мочевой пузырь, моча выливатся. Затем в течении часа собирают мочу, в середине этого времени, т.е. через 30 мин, берут кровь из вены. Кровь и мочу отправляют в лабораторию, где определяют в них содержание креатинина. В норме клубочковая фильтрация 80-120 мл/мин, реабсорбция – 97-99 %.

Медсестра по назначению врача оказывает первую помощь при почечной колике: грелка на поясничную область или ванна с температурой воды 38-39 О С, продолжительность ванны 10-20 мин. Тепло способствует устранению спазма мочеточников, отхождению камней, прекращению болей.

При наличии отечного синдрома медсестра отмечает суточный диурез, количество потребляемой жидкости, для оценки лечения регулярно взвешивают больного.

При выраженном синдроме артериальной гипертензии медсестра измеряет артериальное давление утром и вечером.

При тяжелом уремическом поражении ЖКТ проводятся повторные промывания желудка и сифонные клизмы 2% раствором соды.

При острой задержке мочи: открыть водопроводный кран, т.к.шум

льющейся воды способствует мочеиспусканию, грелку на низ живота, по назначению врача подкожно вводится 0,05% прозерина. Если проводимые мероприятия без эффекта, то осуществляется катетеризация мочевого пузыря.

Медсестра эндокринологического отделения должна следить за режимом питания больных сахарным диабетом, с помощью глюкометра определять уровень глюкозы в крови и проводить экспресс-диагностику наличия ацетона в моче.

Уход за тяжелыми и агонирующими больными. Тяжелые больные должны находиться на функциональных кроватях, которые позволяют придавать больному различные положения. Медсестра должна ежедневно обрабатывать полость рта, проводить обтирания кожи камфорным спиртом или специальной жидкостью от пролежней, следить за физиологическими отправлениями, по назначению врача проводить ингаляции увлажненным кислородом, следить за гемодинамикой – пульсом, артериальным давлением и частотой дыхания.

Медсестра должна уметь констатировать смерть в течении 5-6 минут от момента ее наступления, как можно быстрее должен быть вызван реаниматолог. Признаки клинической смерти: исчезновение сознания и рефлексов, включая роговичный остановка дыхания отсутствие пульсации сонных артерий, остановка сердца, отсутствие артериального давления, максимальное расширение зрачков и отсутствие реакции их на свет, крайне бледная окраска лица и кожных покровов, отвисание нижней челюсти, непроизвольные мочеиспускание и дефекация, судороги, снижение температуры тела. Медсестра должна обеспечить доступ воздуха путем запрокидывания головы, непрямой массаж сердца, искусственную вентиляцию легких по способу «рот в рот», «рот в нос». Для этого нужно положить больного на жесткое основание, расстегнуть воротник рубашки и пояс, ладонь правой кисти кладут на нижнюю треть грудины, перпендикулярно ее оси, на 1,5-2,5 см выше мечевидного отростка, производят ритмические резкие надавливания на область грудины из расчета 60 раз в минуту, продавливая грудину на 3-4- см; руки вытянуты правая ладонь «крест на крест» на левой, максимально запрокинуть голову больного назад, подложив руку ему под шею, производить максимальные вдувания воздуха в рот, зажав нос, или в нос, зажав рот, из расчета 16 раз в минуту. Соотношение количества массажных движений (надавливаний) на область сердца и вентиляционных вдуваний 5:1.

При эффективно проведенном массаже происходит сужение зрачков, исчезновение бледности лица, появляется пульс на сонной артерии. Реанимация эффективна, если ее начинают в первые 1,5-2 минуты от момента наступления клинической смерти.

Список литературы

    Все по уходу за больными в больнице и дома / под ред. Ю.П.Никитина, Б.П.Маштакова. – ГЭОТАР медицина. – М., 1999. – 704 с.

    Методическое пособие «Уход за терапевтическим больным» / А.Н. Горяинова, Н.Н.Парфенова, С.В. Реева СПб.: СПбГПМА - 1999. – 18 с.

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б-10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами - одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно - средства для подкожного введения;
  • около мазей - присыпки и порошки, тут же - пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4-5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) - десертными (8-10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15- 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других - предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников - лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось - появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия - отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» - древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи,

(с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.

5. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено

обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).

6. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.



При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следую­щее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищева­рения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользо­ваться градуированными мензурками.

5. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (на­пример, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) на­значают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

6. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, при­нимаются в неизменном виде не разжёвывая, запивая небольшим количеством воды.

7. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.

8. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.

9. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.

10. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.

11. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.

5.2 Демонстрация заполнения документации, раздачи лекарственных средств для энтерального введения .

ОБРАЗЕЦ №1 Накладная (требование) для получения лекарственных средств из аптеки. ____________________ УТВЕРЖДАЮ: АПТЕКА № 123 Иванова И.И. ___________________ ______________________ Отделение, склад, аптека Подпись руководителя учреждения НАКЛАДНАЯ (ТРЕБОВАНИЕ) №_27_____ «1»__1____2015 г. Основание(цель) Для лекарственной терапии Через кого Старшая м/с Гаврилова Т.Ю Кому_______4 Городская Клиническая Больница 1 тер отделение ___ № и название отделения (службы)

Наименование, сорт, размер, фасовка, дозировка. Единица измерения Номенклатур- ный № Количество затребовано Количество отпущено Цена сумма
Анальгин в таб. 0,5г №10 Упаковка. 10
Трентал в таб. 400 мг №30 Упаковка. 20
Р-р Димедрола 1%-1,0 мл в ампул.№10 Упаковка. 10
Кавинтон в таб. 10 мг.№30 Упаковка. 15
Р-р Глюкозы 0,5%- 500 мл Флакон. 30
Р-р вит. « С» 1%-2мл в ампул.№10 Флакон. 20
Имодиум в капс. 2 мг №20 Упаковка. 20
Р-р Натрия Хлорида 0,9%- 5,0 мл №10 Упаковка 40
Марля по 5 метр Упаковка. 50
Бинт 7/14 Штук. 50

ОБРАЗЕЦ №2 Форма листа врачебных назначений:

Назначения Исполн. Отметки о назначении и выполнении
Дата
Режим
Диета
Врач
Сестра
Врач
Сестра

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Раздача лекарственных средств пациентам

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в ЛПУ во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры.

Запомните!

Прежде чем дать лекарственное средство:

· Внимательно прочитайте лист назначения;

· Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

· Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

· Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

· Будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получившими одинаковые лекарственные средства.

· Информируйте пациента, чем нужно запивать лекарственное средство.

· Пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Аптеками лекарственные вещества отпускаются в отделения только в

оригинальной заводской или аптечной упаковке!

Запас лекарственных средств в отделениях не должен превышать

трехдневного объема !

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при

различных заболеваниях человека.

Противопоказания: 1.Категорический отказ пациента от приема лекарств.

2.Аллергические реакции.

3.Неукратимая рвота.

4.Бессознательное состояние пациента.

Оснащение:

Для рук мед.сестры: 1. Жидкое мыло.

3. Салфетки.

4. Перчатки.

Для раздачи лекарств: 1. Сестринские листы назначений.

2. Мензурки, ложки.

3. Пипетки.

4. Ноницы.

5. Передвижной столик

6. Графин с водой.

7. Чистый лист бумаги.

Техника выполнения:

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться,

быть внимательной, собранной!

3. При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений:

а) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!).

в) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата.

г) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

4. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее

присутствии, объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

- до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их

принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, и т.д.



-во время еды -лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок

желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,

раствор кальция хлорида и т.д.

-после еды - раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,

лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи;

-натощак - принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды(противоглистные,

слабительные)утром до завтрака.

5. Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на

корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки; спиртовые настойки, экстракты и другие препараты,

дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей вмонтированной в пробку капают

в мензурку и добавляют немного воды.

6. Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания - валидол, нитроглицерин- в виде

таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом

разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного

растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному

раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

7. Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно

назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

8. Порошок высыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят

предварительно его в воде.

9. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

10. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо

наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных

побочных реакций или осложнений.

Примечание:

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем (боржоми, 0,5ч. л натрия

гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин -растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин - нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа - не измельчать, а при секреторной недостаточности

запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,

кофе, молочные продукты.

Возможные проблемы пациента при приёме лекарственных препаратов:

Отказ от приема препарата в данной форме.

Чувство дискомфорта после приёма препарата.

Негативное отношение пациента к приёму лекарственных средств.

Чувство страха.

Стеснительность.

Необоснованный отказ от приема лекарственных средств.

    Маркированные емкости для чистых и грязных мочалок.

    Чистое белье для пациента.

    Полотенце.

    Водяной термометр.

    Мыло или шампунь.

    CMC, 1% раствор хлорамина.

    Мешки - 2 (х/б, клеенчатый).

    Упор для ног,

  1. Температурный лист.

  2. Фартук клеенчатый.

    Перчатки - 2 пары.

Возможные проблемы пациента: Невозможность самообслуживания.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды при подготовке и проведении гигиенической ванны пациенту:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляций и ходе ее выполнения.

    Определите температуру воздуха б ванной комнате (она должна быть не менее 25 градусов Цельсия).

    Наденьте перчатки и фартук.

    Вымойте ванну щеткой с любым моющим раствором, затем обработайте 1% раствором хлорамина. Ополосните ванну горячей водой.

    Снимите перчатки.

    Наполните ванну сначала холодной водой, а замет горячей до 1/2 объема ванны. Температура воды должна быть не ниже 36- 37 градусов Цельсия.

    Помогите пациенту удобно расположиться в ванне, чтобы пациент не соскользнул, поставьте подставку для упора ног,

    Наденьте перчатки.

    Вымойте пациента: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.

    Помогите пациенту выйти из ванны.

    Вытрите пациента и оденьте.

    Вымойте руки.

    Отведите пациента в палату.

    Сделайте отметку в истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа.

    Наденьте перчатки и фартук.

    Обработайте ванну с помощью дезинфицирующих средств.

    Снимите перчатки.

    Поставьте в ванну скамейку и усадите на нее пациента.

    Наденьте перчатки.

    Помогите пациенту помыться в следующей последовательности: голова, туловище, верхние и нижние конечности, промежность.

    Снимите перчатки и обработайте в соответствии с требованиями санэпидрежима.

    Вымойте руки.

    Помогите пациенту вытереться полотенцем и одеться.

    Сделайте отметку в листе истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка)

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Отгородите пациента щирмой, наденьте перчатки.

    Подложите клеенку под пациента.

    "Варежкой" или губкой смоченной в воде, оботрите пациенту шею, грудь, руки.

    Вытрите эти части тела полотенцем насухо и прикройте его одеялом.

    Оботрите затем живот, потом спину и нижние конечности и вытрите их насухо и закройте одеялом.

    Уберите клеенку, щирму, снимите перчатки.

    Обработайте губку, перчатки, клеенку в соответствии и требованиями санэпидрежима.

Приведена частичная или полная" санитарная обработка пациента.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

    Способ санитарной обработки определяет врач.

    Присутствие медсестры во время санитарной обработки пациента обязательно.

    Окажите первую медицинскую помощь при ухудшении состояния и сообщите врачу.

    Контролируйте температуру воды рукой при направлении ее на пациента.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА "МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ" СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО № 17/45

Цель: Собрать информацию о пациенте и оформить титульный лист учебной и стационарной истории болезни.

Показания: Для регистрации вновь поступающего пациента в стационар.

Оснащение: Учебная история болезни, история болезни стационара.

Возможные проблемы пациента: При невозможности сбора информации у пациента (глухонемой, в коме и так далее) собрать информацию из документации пациента, у сопровождающих и других запрашивается медицинская карта из поликлиники.

    Информируйте пациента о необходимости ведения истории болезни.

    Дата и время поступления (для экстренных пациентов с точностью до минуты), номер истории болезни,

    Фамилия Имя Отчество.

    Год рождения.

    Домашний адрес и телефон.

    С кем живет или адрес и телефон родственников.

    Профессия и место работы, рабочий телефон.

    Откуда и кем доставлен, телефон ЛПУ.

    Диагноз направившего учреждения.

    Куда отправлен пациент из приемного отделения.

    Имеет ли аллергические реакции и на что.

    Контакты с другими больными в быту или где-либо еще.

На титульном листе дополнительно делают отметки:

    Педикулез - Pd (+) эпид №, дата регистрации и время обработки, подпись медицинской сестры, Pd (-), разновидность Pd.

    Гепатит - если болел, то ставится год, месяц и Д, форма перенесенного гепатита.

    Чесотка - (Sk), эпид №, дата регистрации и подпись медицинской сестры.

Оценка достигнутых результатов. Собранная информация о пациенте является достоверной. Заполнены титульные листы учебной и стандартной истории болезни.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА В ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №18/51

Цель: Безопасно транспортировать пациента в зависимости от состояния: на носилках, кресле-каталке, на руках, пешком в сопровождении медработника.

Показания: Состояние пациента.

Возможные проблемы пациента:

    Возбуждение пациента.

    Бессознательное состояние пациента.

    Необходимость в соблюдении определенного положения и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

Транспортировка пациента на каталке (носилках, вдвоем)

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

    Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

    Постелите в каталку одеяло с простыней. Подушку (при необходимости - клеенку).

    Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

    Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.

    Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

    Укройте пациента второй половиной одеяла или простыней.

    Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.

    Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

    Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

    Снимите одеяло с кровати.

    Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

    Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды: