Человек как продукт биологической, социальной и культурной, эволюции. А. В результате самопознания формируется "Я-образ". использование природных веществ

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Культура

Под словом ʼʼчеловекʼʼ понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения ᴇᴦο индивидуальных особенно­стей. Наука ещё в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за­далась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по срав­нению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, ко­торые обеспечивают ᴇᴦο приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в какой-либо ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое пове­дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива­ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя­нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Дете­ныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самосто­ятельным он становится только через несколько лет. Многие жи­вотные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на при­роду? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В тоже самое время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе пер­сонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отно­шениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько мил­лионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса˸ антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудий­ная деятельность человека. По словам американского просветите­ля Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок­ружающей их природы˸ палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель­ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо­щью других орудий труда.

Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз­ложению инстинктивной основы поведения и появлению абст­рактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Вне всяких сомнений, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение ору­дий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ" 2015, 2017-2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Человек
  • Деятельность и творчество
  • Бытие человека
  • Поведение
  • Самопознание
  • Характеристики понятия

Человек

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1 . Человек от животного отличается тем, что он

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4 ) обладает членораздельной речью

2 . Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2 ) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3 . Человек представляет собой единство трех составляющих : биологической, психической, социальной . Социальная составляющая включает

1 ) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4 . Специфические черты, присущие определенной особи (организму ) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

2) индивида

3) личности

4 ) индивидуальности

5 . Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку ?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4 ) индивидуальность

6 . Термины " уникальность " , " отличительные черты " , " непохожесть " используются при характеристике человека как

1) личности

2) индивида

3 ) индивидуальности

4) гражданина

7 . Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1 ) разнообразными ощущениями

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8 . В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4 ) критическое отношение к самому себе

9 . Верны ли следующие суждения о человеке ?

А. Человек - это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

10 . Верны ли следующие суждения ?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .

" (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как "царя природы".

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1 . К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться

3) спать

4 ) общаться

2 . Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных ?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3 ) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3 . К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4 ) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4 . Первичными (биологическим, врожденными ) потребностями, согласно классификации А . Маслоу, являются потребности

1) престижные

2) идеальные

3) духовные

4 ) экзистенциальные

5 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1 ) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6 . В ерны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека ?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : ____________потребности человека __________________

8 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " биологические потребности человека ". Найдите и укажите потребность, " выпадающую " из их ряда и относящуюся к другому понятию .

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ : ________ общение ________________________________

9 . Вставьте вместо пропуска .

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ______________ биологической _____________потребностью .

10 . Завершите фразу : " Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется ________потребностью _____________".

1 1 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов . Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

"В труде, учении, ______игре ____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства______личности _________ (2) - ее способности и характерологические черты - формируются в ходе жизни. Врожденные______особенности _________ (3) организма являются лишь_______задатками ______ (4) - весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства_________способности _________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ______деятельности _______ (6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер".

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) особенность Е) задатки

Б) способности Ж) общение

В) личность З) деятельность

Г) игра И) группа

Д) общество

Деятельность человека, ее основные виды

1 . Признаком понятия " человеческая деятельность " является

1) доминирование биологических потребностей

2) приспособительный характер

3 ) целенаправленность

4) обязательное использование орудий

2 . Обобщение свойств предметов в понятиях характерно для деятельности :

2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической

4 ) духовно-теоретической

3 . Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества . Это пример деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразовательной

4 . Определение возможных последствий изменения льготных выплат социально незащищенным гражданам представляет собой деятельность

1) практическую

2) ценностно-ориентировочную

3) познавательную

4 ) прогностическую

5 . Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает

1 ) создание идеального образа ожидаемого результата

2) использование предметов, данных природой

3) целесообразная активность

4) поиск средств удовлетворения потребностей

6 . Океанологи проводят изучение жизни обитателей морского дна . Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером ?

1) материальная

2 ) духовная

3) социальная

4) экономическая

7 . Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники . Субъектом этой деятельности выступает

1) земля

2) техника

3) взращиваемая культура

4 ) земледелец

8 . В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер

1 ) преобразующий

2) приспособительный

3) коллективный

4) орудийный

9 . Учащиеся колледжа проходят практику на предприятии, производящем электронное оборудование . Деятельность учащихся является примером деятельности

1) материально-производственной

2 ) учебно-познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) социально-преобразующей

1 0 . Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

1) объектами деятельности

2) субъектами деятельности

3) целями деятельности

4 ) средствами деятельности

1 1 . Деятельность человека, направленная на создание полезных обществу материальных и духовных благ, - это

1) познание

2 ) труд

3) общение

4) прогнозирование

1 2 . Игра, общение познание - это

1 ) виды деятельности человека

2) этапы формирования личности

3) виды поведения всех живых существ

4) формы коммуникации

1 3 . Запишите слово, пропущенное в схеме .

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ответ : __________________результат ____________

1 4 . Ниже приведен ряд терминов . Все они, за исключением одного относятся к понятию " структура деятельности ". Найдите и укажите термин, " выпадающий " из их ряда и относящийся к другому понятию .

Субъект, цель, средства, индивид, объект, результат

Ответ : _______________ индивид _________________________

1 5 . Установите соответствие между видами деятельности и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующее позицию из второго столбца .

Характеристики видов виды деятельности деятельности

1) деятельность в воображаемой А) труд

ситуации Б) учение

2) практическая полезность В) игра

3) нацеленность на обретение знаний

4) замещение реальных объектов условными

5) преобразовательная направленность

Деятельность и творчество

1 . Как называют деятельность, отличительным признаком которой выступает то, что в ее результате создаются качественно новые материальные и духовные ценности ?

1) познание

2 ) творчество

3) общение

4) учеба

2 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) использование природных веществ

2) удовлетворение биологических потребностей

3 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

4) использование орудий труда

3 . Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит

1) удовлетворение социальных потребностей

2 ) создание нового, не имеющего аналогов в природе

3) обусловленность врожденными инстинктами

4) орудийный характер

4 . Задатками к творческой деятельности, созданию нового обладает (ют )

1) только люди, посветившие себя научной деятельности

2 ) каждый человек от рождения

3) дети, родившиеся от родителей, имеющих высшее образование

4) только дети, посещающие детский сад и школу

5 . Обязательным общим признаком деятельности художника, писателя, ученого является

1) удовлетворение материальных потребностей

2 ) творческое начало

3) использование технических средств

4) социальное одобрение результатов деятельности

6 . Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные результатам только творческой деятельности

1) доступность для использования

2) принципиальная новизна

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) уникальность

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _________2 5 _________________________

Личность, ее социализация и воспитание

1 . Отличительным признаком понятия " личность " является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействия среды

2 ) ответственности за свои действия и их последствия

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

2 . Доминирующим фактом социализации личности выступает

1) природная среда

2) врожденные особенности человека

3 ) общение с окружающими

4) специфика социальных норм

3 . Устойчивая система социально-значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, относится к характеристике

1) человека

2) индивида

3) индивидуальности

4 ) личности

4 . Отличительным признаком понятия " личность " является (ются )

1) членораздельная речь

2) наличие физических потребностей

3 ) способность брать ответственность на себя

4) сознание и мышление

5 . Верны ли следующие сужден ия о личности ?

А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о формировании личности ?

А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.

Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

7 . В се формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, - это

1) адаптация

2) образование

3) воспитание

4 ) социализация

8 . Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей

1) социальной мобильности в обществе

2 ) социализации молодого поколения

3) приобретенного социального статуса

4) самореализации личности в группе

9 . Усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешного существования в данном обществе, называется

1) самореализацией

2) способностью

3) самопознанием

4 ) социализацией

10 . Первичная с оциализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется

1) на протяжении всей жизни человека

2) в период зрелости

3 ) прежде всего в детском возрасте

4) после завершения учебы в школе

1 1 . Верны ли следующие суждения о социализации ?

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1 2 . Термины " самооценка " , " самореализация " , " саморазвитие " относятся к характеристике человека как

1) индивида

2 ) личности

3) физического лица

4) биологической особи

1 3 . Завершите фразу : " Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ______________социализацией __________________".

1 4 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данно й в первом столбце, подберите соответствующ ую по зицию из второго столбца .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) человек, активно осваивающий А) индивид

и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность

природу, общество и самого себя В) личность

2) отдельно взятый представитель

всего человеческого рода

3) человек в комплексе его неповторимых

уникальных свойств

4) человек, способный сознательно и ответственно

делать выбор

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Бытие человека

1 . Наиболее общее понятие, обозначающее существование человека во всем многообразии его проявлений, - это

1) сознание

2) творчество

3) социализация

4 ) бытие

Поведение

1 . Верны ли следующие суждения о поведении людей ?

1) Поведение человека в обществе полностью предопределено внешними обстоятельствами и не зависит от его собственной воли

2) Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины . При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки . Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек ? Побудителями действий животных выступают

1) мотивы

2 ) инстинкты

3) навыки

4) способности

Внутренний мир человека

1 . Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека ?

1) этика

2 ) психология

3) философия

4) эстетика

2 . Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека ?

А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.

Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о человека ?

А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.

Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Сознательное и бессознательное

1 . Что из перечисленного является проявлением сознательного ?

1 ) способность человека точно воспроизводить действительность в мышлении

2) желания, стремления, переживания, в которых человек обычно не признается себе

3) сновидения, оговорки, влечения

4) неконтролируемые процессы, функции, состояния

2 . Верны ли следующие суждения о бессознательном ?

А. Бессознательное в человеке существует только на ранней стадии развития личности.

Б. В период становления первых цивилизаций бессознательные импульсы были главным регулятором поведения людей.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие суждения о сознании ?

А. Именно сознание позволяет человеку ставить цели, не обусловленные его биологической природой.

Б. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Самопознание

1 . Под самопознанием понимается (ютс я )

1 ) формирование взглядов человека о самом себе, своих потребностях, возможностях, интересах

2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной, взаимоотношения природы и людей

3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения

4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе

2 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего " я "?

1) самообразование

2 ) самопознание

3) самосохранение

4) самолюбование

3 . Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

2) познание ценностей общества

3) изучение социальных норм

4 ) представление о своих способностях

4 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. В результате самопознания формируется "Я-образ".

Б. Постижение своего "я" невозможно без проведения психологических экспериментов

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания является самооценка.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Идеальное "я" - это представление о том, каким человек хотел бы себя видеть.

Б. "Я - образ" - это представление, которое сложилось о человеке у окружающих".

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.

Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к "Я - идеалу", тем ниже самооценка личности.

1 ) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9 . Верны ли следующие суждения о самопознании ?

А. Люди с высокой самооценкой легче поддаются влиянию.

Б. Люди с низкой самооценкой склонны работать с более легкими задачами.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

10 . Человек формирует знания о себе, своих потребностях, способностях и стремлениях в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 1 . Человек определяет свои возможности и потребности в процессе

1 ) самопознания

2) самолюбия

3) самоконтроля

4) самоуправства

1 2 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

человек творчество поведение самопознание

Характеристики понятия

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных

возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Свобода и ответственность личности

1 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

2 . Верны ли следующие суждения о свободе человека ?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4 ) оба суждения неверны

3 . Верны ли следующие высказывания о свободе человека ?

А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.

Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

4 . Верны ли следующие суждения об ответственности личности ?

А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.

Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5 . Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности человека ?

А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.

Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.

1) верно только А 3 ) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 . Завершите фразу : " Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них __________________ответственность ______________".

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Существование человека во всем многообразии его проявлений. Человеческие и животные потребности. Пирамида потребностей человека, элементы и мотивы деятельности. Задатки и способности. Механизмы творческой деятельности. Структура психики личности.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Теории происхождения человека. Принятая хронология периодов антропогенеза. Реконструкция эволюции вида (филогении). Проблемы критерия "человек-животное". Качественный скачок в темпе эволюции и связь его с появлением речи (второй сигнальной системы).

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Оценка основных концепций происхождения человека с целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. Этапы эволюции человека как биосоциального вида. Прародина исходной формы человеческого предка. Ранняя история человечества и её особенности.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Основные разделы антропологии и предмет ее изучения. Положение человека в природе. Человек как примат, предпосылки возникновения прямоходящего человека. Стадии эволюции человека. Австралопитеки (предшественники человека) и их физиологические особенности.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы. Гипотезы естественного происхождения человека. Признаки человека и его место в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза и характерные черты развития предков человека.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Где возник род человеческий. Человек – это животное, интересующееся своим происхождением. Человек, был создан Богом. Теория африканского происхождения человека. Неандерталец. История эволюции человека записана в наших генах.

    доклад , добавлен 28.03.2007

    Представления о происхождении человека в Европейском средневековье. Современные взгляды на проблему происхождения человека. Предположения Ч. Дарвина о происхождении человека. Проблема прародины современного человека. Особенности хода эволюции человека.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Теория Чарльза Дарвина. Место человека в структуре живого. Сходства и отличия человека и животных. Современная теория эволюции. Человек умелый и человек прямоходящий. Неандерталец: две ветви эволюции. Человек разумный. Макроэволюция и микроэволюция.

Наиболее традиционное представление о природе человека в контексте европейского рационализма отливается в формулу: Чело­век как продукт биологической, социальной и культурной, эволюции.

Проблема возникновения человека и человеческого общества (проблема антропосоциогенеза, где генезис - возникновение, со­циум - общество и антропос - человек) - одна из наиболее важ­ных проблем философии. И хотя происхождение человека таится в отдаленных глубинах времени и «в нашей эволюции не все понятно», признание единой целостности всего человеческого рода не вызывает сомнений. Человек в его родовой сущности - это представитель пле­мени пото 5ар1еп5 - индивид, непременно тождественный подоб­ным себе и отличающийся от них своей индивидуальностью. Суще­ствование человеческого рода как определенных сообществ людей, их фупповая организация, орудийная деятельность, мышление и речь - вот атрибутивные, сущностные признаки антропос.

Традиционная теория антропосоциогенеза настаивает на том, что в предшествующей биологической эволюции были сформули­рованы условия, которые выступили предпосылками возникнове­ния человека и человеческого общества. Речь шла о трех факторах:

1) сложная психическая деятельность высших животных;

2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человеко­подобных предков;

3) сложная"стадная жизнь высших животных.

Каждая из названных предпосылок была трансформирована в новое качественное состояние на уровне социальной эволюции. Так, если сложная психическая деятельность высших животных всегда обусловлена закономерностями адаптивного (приспособительного) поведения и животное генетически связано с «поведенческим ам­плуа» только своего вида («рожденный ползать - летать не может»), то человеку свойственна.вариативность поведения. В отличие от жи­вотных он может вести себя «по мерке любого вида». А там, где он ограничен естественно-природными данными, он создает и исполь­зует искусственных помощников - орудия труда.

Инстинктивный труд животных на этапе становления челове­ка и человеческого общества характеризуется переходом от присвоения готовых продуктов к систематической орудийной деятель­ности исозданию «второй, очеловеченной природы».

Важнейшим обстоятельством в процессе превращения обезь­яноподобного предка в человека является сложная стадная жизнь высокоорганизованных, человекоподобных предков. Конечно же, не может быть и речи о мгновенном или быстротечном превраще­нии животного в человека. Как показывают современные исследо­вания, процесс антропосоциогенеза длился в течение 3-3,5 млн. лет, из которых 95% ушло на формирование первых коллективов с четко выраженными человеческими чертами. Отличия человека как продукта социальной и культурной эволюции от предшествующих особей как представителей биологической эволюции состоят в сле­дующем.

Общей предпосылкой всякого органического существования является обмен веществ между организмом и природой. В этом отно­шении и человек, и животное одинаково связаны с окружающей средой природными узами. Главной задачей оказывается перекачка из природной среды необходимой для жизнедеятельности энергии. Однако в отношении способов присвоения природных благ человек существенным образом отличается от животных.

Во-первых, в животном и растительном мире обмен веществ между организмами и природой происходит непосредственно. Жи­вотное воспринимает ферменты природы в том виде, в каком они ему даны. Животные являются потребителями того, что дает приро­да, или сами служат объектами потребления для других организмов. В производстве потребляемых объектов они участия не принимают и ограничиваются тем, что пожирают готовые запасы пищи, нико­гда не преступая границ элементарного непосредственно потреби­тельского отношения.

Во-вторых, каждый новый акт потребления только повторяет один и тот же процесс, и ничего нового, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийные изменения окружающей среды), не происходит. В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, взаимодействия происходят между теми же двумя членами начального отношения: оп­ределенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает ни­какой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологического круга.

Существенно иного рода отношения людей к природной среде. В них разорван круг природно-биологического потребления. Осущест­влен скачок в эволюционном развитии. Обмен веществ между челове­ком и природой происходит не прямо и непосредственно, как в мире животных, а через целый ряд опосредствующих звеньев, рождающих мир новых отношений общественного характера. Потребление ока­зывается лишь последним звеном в цепи, которому предшествуют:

а) процесс производства, в котором продукты природы приспо­собляются к человеческим потребностям;

б) распределение, которое разделяет продукты, согласно общест­венным законам;

в) обмен, которой доставляет каждому потребные именно ему объекты; и лишь затем

г) потребление, выключающее продукт из общественной цирку­ляции.

Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ. Если при потре­бительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вы­растает целый мир материальной культуры. Этот мир не является только природным, он создается человеком и помещается им меж­ду собой и природой. Он составляет не естественную, но искусст­венную, произведенную действительность. Согласно лингвистиче­скому анализу, искусственная действительность в большинстве язы­ков означает ручную, рукотворную природу.

В 60-х годах XX в. было сделано открытие в области археологии, которое многое прояснило. Выяснилось, что непосредственным пред­шественником питекантропов был Ьото ЬаЬШз - человек умелый. Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи орудий (что дока­зывает наличие производственной деятельности), но по своему строе­нию и морфофизиологической организации бь(ли чисто животными. В свете последних данных стало ясно, что производственная деятель­ность, с одной стороны, мышление и язык - с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн. лет. Следовательно, именно труд соз­дал человека. С этой точки зрения каверзный вопрос, предшествовал ли труд сознанию, получает сугубо положительный ответ.

Синергетика - теория самоорганизации предлагает новое объяс­нение проблемы возникновения человека. С позиций синергетики переходит приматов к человеку - становление качественно новой формы жизни - типичный результат бифуркации. Точки бифурка­ции знаменуют собой «перекресток эволюционной магистрали», в них характер развития качественно меняется. Бифуркация предполагает как минимум двухвекторное разветвление в эволюционном процес­се. В силу принципиально вероятностного характера этого порогово­го бифуркационного состояния оно приобретает необратимость. Иначе говоря, вероятность повтора подобного события равна нулю. История Земли знает две бифуркации: первая связана с возникновением са­мой жизни (витальности), вторая - с появлением человека.

Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антро­погенеза (возникновения человека и общества), носила поистине взрывной характер. В очень жестком отборе особое значение приобре­тали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и ум­ного хищника с развитым мозгом и прочной нервной системой.

Физиологи не могут обойти молчанием так называемый «пара­докс резервирования». Суть его в том, что у человека в структуре головного мозга задействовано лишь несколько десятых долей про­цента клеток мозга, следовательно, степень резервирования равна нескольким сотням. В то время как у обезьян она равна 14-20%. Перестройка информационной основы мозга дополнялась появле­нием лобных долей, ответственных за мироощущение индивида, к ним добавлялись существенные морфофизиологические отличия, выделяющие человека из числа приматов, - прямохождение.

Ученые утверждают, что на заключительном этапе антропоге­неза скорость эволюции значительно замедлилась. 40-30 тыс. лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. Человек из Кроманьона (грот во Франции, где впер­вые были найдены его останки) - общий предок всех людей, по существу ничем не отличался от человека современного типа.

С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Ком­поненты дарвиновской триады - изменчивость, наследственность, отбор - продолжали действовать, однако отбор переносится на новый уровень - уровень организации общественной жизни. Тем­пы развития ускорялись, но уже на"другой - цивилизацией ной основе. Таким образом, природа человека понимается как продукт биологической^ социальной и культурной эволюции.

Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во 2-й половине ХГХ в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.

Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Если религия исключала человека из природного эволюционного процесса, то теория эволюции «растворяла» человека в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. В ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникла членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф. Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом -- процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса -- антропосоциогенеза, длившегося 3--3,5 млн лет. Изменение характера взаимодействия со средой обитания, переход от индивидуальной приспособительной жизнедеятельности к групповой, основанной на совместной трудовой деятельности, повлияли на процесс последующей биологической эволюции. Около 1 млн лет назад возникает вид Homo erectus (человек прямостоящий), начинается интенсивное развитие головного мозга. Развитие мозга сопровождалось повышением функциональных возможнос тей органов тела, рук, гортани, перестройкой лицевого отдела черепа, изменениями в деятельности высшей нервной системы и психики -- формированием второй сигнальной системы мозга, присущей человеку.

Усложнения форм труда и совместной деятельности направляли биологическую эволюцию человека через отбор, закрепление мутаций. Под влиянием социальных факторов происходило направленное изменение генетических программ, которые позволяли бы организму успешно осуществлять трудовые и иные функции в новых условиях. Функциональные свойства организма развивались, оформлялись после рождения в соответствии с потребностями существовавшего в первобытном сообществе разделения труда, основных видов производственной деятельности, характера орудий труда. Стадный образ жизни, трудовая деятельность, изготовление орудий труда, необходимость социального общения и передача накопленного опыта способствовали возникновению и развитию речи. Все это в целом послужило предпосылкой становления социальной среды, социального наследования. Исторически завершение эволюционного процесса возникновения человека современного физического типа -- Homo sapiens (человек разумный) ученые относят к рубежу 30--40 тыс. лет назад. Найдены останки, относящиеся к этому времени, так называемого кроманьонского человека (по названию пещеры Кроманьон во Франции). Развитие человека с этого времени продолжается на социальной основе.

Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в XX в. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер, сделавшие вывод, что человек -- вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек -- биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.

Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных свойств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений. Прежде всего это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Известный психолог П. Гальперин отмечал, что «одним из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенный, инстинктивный характер». Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием социальности, а имеет изначально природное происхождение.

Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ 1-й половины XX в. Э. Кассирер выводит феномен культуры. В частичной утрате коммуникации со средой обитания и себе подобными кроется, по мнению Кассирера, суть первоначального отчуждения, исключавшего прачеловека из природной целостности. Данная коллизия глубоко трагична так как трагедия осмыслена в мифе об изгнании первых людей из рая. Человек как биологическое существо оказался обречённым на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. В сочетании с ослабленными инстинктами способность к подражанию имела далеко идущие последствия, она изменила рам способ человеческого существования. Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное реагирует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек -- это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами. Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может. Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях. Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез. Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда. Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внут- ристадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо - жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни. Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языкзи/Язык - это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметнопрактической деятельностью людей. / Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи - ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями. Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал- дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы - все это отражается на здоровье людей. Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида. Вопросы и задания 1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот ных? 2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как проте кали эти процессы? 3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и язык? 4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины? 5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций сущности человека? 6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело веке? 7. Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». В чем автор видит отличие человека от животных? Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы? Какую концепцию сущности человека представляет автор? Свой ответ объясните. 2.1.