Что означает слово «Нигилизм»? Нигилизм в современном обществе - его виды и последствия

Нигилизм в общепринятом значении подразумевает мировоззренческую позицию отрицания. Прежде всего, отрицается осмысленность существования человека и необходимость и значимость общечеловеческих культурно-нравственных ценностей, установок, авторитетов.
Считается, что впервые термин «нигилизм» был введен в употребление философом и писателем Фридрихом Якоби, однако появился он значительно ранее, еще в эпоху Средневековья. Так называлось учение, последователи которого отрицали человеческую сущность Христа. Тем не менее, широкое распространение нигилизм получил именно как философский термин, и развитие получил вначале в работах Якоби, который под нигилизмом понимал отрицание общепринятых идеалов и моральных норм. Затем более глубоко нигилизм как общеевропейское социальное явление исследовал Фридрих Ницше, в чьем понимании нигилизм означал осознание несостоятельности идеи о христианском Боге и, одновременно, идеи общественного прогресса. Ницше считал, что человек должен остаться один на один с бессмысленностью и бесцельностью мира, и научиться жить без иллюзий и надежды.
Следует отметить, что термин «нигилизм» вошел в обиход русских писателей и философов несколько ранее, чем западных - в середине XVIII и в начале XIX в. соответственно. Так, Н.И. Надеждин употребил это понятие в заметке «Сонмище нигилистов», опубликованной еще в 1829 г. Также казанский профессор В.В. Берви использовал понятие «нигилизм» как тождественное скептицизму. Однако бесспорную известность и признание термин получил после выхода в свет в1862 г. «Отцы и дети». Как результат, нигилистами окрестили всех молодых людей, желавших изменить ставший традиционным общественный и государственный строй, демонстративно пренебрегавших моральными нормами и проповедовавших атеизм и материализм. В конце концов, слово это прочно закрепилось для обозначения революционеров-народников.
Позднее понятие нигилизма было довольно широко освящено и в психологических исследованиях, начало этому положили работы Эриха Фромма, который предположил, что нигилизм - один из механизмов психологической защиты личности. Согласно воззрениям Фромма, личность одновременно стремится к отчуждению и свободе, причем свобода увеличивается по мере развития. Однако если личность оказывается неподготовленной к свободе и теряет свое «Я», срабатывает механизм защиты - нигилизм, выражающийся в деструктивных намерениях и поведении и по отношению к себе самому, и по отношению к окружающему миру.
На основе и психологических исследований появилось множество учений, которые взяли за основу теорию нигилизма как отрицания чего-либо. Среди них можно особо выделить метафизический, моральный, правовой и мереологический нигилизм, каждый из которых, имеет достаточно развитую и обоснованную доказательную базу.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil - ничто) , в широком смысле - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения к.-л. иных ценностей (напр., отрицание культуры в руссоизме, сопровождавшееся призывом к возрождению естеств. нравственности) . В рус. культуре 2-й пол. 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцевшестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепост-нич. России и религ. идеологию, проповедовавших и атеизм. Впоследствии термин «Н.» использовался реакцией для характеристики всех рево-люц. сил 60-70-х гг. , которым приписывались , аморализм, анархизм . В зап. философии понятие Н. появилось у Якоби, в социальнокультурном значении употреблялось Ницше, понимавшим под Н. иллюзорности и несостоятельности традиц. идеалов бурж. общества. Кьеркегор источником Н. считал христианства и распространение «эстетич.» мироощущения. У Шпенглера Н. обозначал черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал Н. магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний , реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil – ничто) – в широком смысле слова социально-нравств. явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ. жизни; в бурж. зап.-европ. философии – осознание социального и духовного кризиса бурж. общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеч. деятельности. Хотя понятие "Н." появляется еще у Ф. Якоби (см. "Sendschreiben an Fichte") в своем действительно культурно-историч. значении впервые выступает у Ницше, к-рый определяет Н. следующим образом: "Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют с в о ю ц е н н о с т ь. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" (Полн. собр. соч., т. 9, М., 1910, с. 9). Н., как справедливо отмечает Ницше, выступает в качестве реакции на традиционно-либеральную форму бурж. идеологии, к-рая пытается сохранить иллюзии относительно бурж. цивилизации, стремясь представить ее как осуществление – или по направлению к осуществлению – тех идеалов, к-рые были провозглашены в эпоху бурж. революций. Н. утверждает иллюзорность этих идеалов и несовместимость их с реальной действительностью. "Христианство, отмена рабства, прав, филантропия, миролюбие, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как п ы ш н ы е н а и м е н о в а н и для чего-то совсем иного (даже противоположного!)" (там же, с. 53). Приветствуя Н., поскольку последний "уничтожает все иллюзии", Ницше пытается в то же преодолеть его. Эту свою попытку Ницше назвал "опытом переоценки всех ценностей". Непосредственной причиной, вызвавшей Н., является, согласно Ницше, "обезбожение мира", разложение христианской религии, начало которого совпало с зарождением буржуазного общества и полное завершение к-рого знаменует его конец. "Бог умер", говорит Ницше (см. "Так говорил Заратустра", СПБ, 1913, с. 329), него смерть тотчас же обнаружила, что весь тот нравств. миропорядок, к-рый покоился на религ. основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же может и разрушить его. Однако разложение религ. сознания является, по Ницше, лишь непосредств. причиной нигилистич. умонастроения. Более глубокий его источник следует искать в самой христ. религии, к-рая расколола на потусторонний – , и посюсторонний – неистинный. После того, как обнаруживается "искусственный " этого "высшего" мира, нам остается один только "отвергнутый" мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности (см. тамже). Так, уже само возникновение христианства было потенциальным возникновением Н. Христианство Ницше трактует расширительно, связывая его появление с эпохой Сократа и Платона, когда впервые возникает учение о двух мирах – мире нравственном, истинном, и мире посюстороннем, преходящем и неистинном, – учение, в основе к-рого лежит, по Ницше, стремление противодействовать судьбе. Т.о., с христианством Ницше по существу отождествляет все мировоззрение нового времени, поскольку оно лишь переменило старых христ. идеалов, но оставило нетронутым основное: стремление к осуществлению высшей цели человечества. Ницше говорит в этом смысле о "продолжении христианства Французской революцией" (см. тамже, с. 59), о трансформации христ. идей в учение о прогрессивном развитии общества, о "современной форме христианства" – социализме. Покончить с христианством – с его "делением мира на и смысл" – значит, согласно Ницше, покончить и с Н., что приведет к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для к-рого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный" (аморалистич. Ницше послужил впоследствии одним из истоков идеологии нем. фашизма). То же духовное явление, к-рое Ницше обозначил как Н., отметил и Кьеркегор, назвав его "отчаянием". В отличие от Ницше, Кьеркегор выражает назревающий кризис мировоззрения нового времени в той форме, в какой он воспринимается религ. сознанием, и видит источник Н. не в "духе христианства", а, напротив, в отсутствии подлинно христ. мировоззрения. Характеризуя "отчаяние" как "смертельную болезнь" эпохи, Кьеркегор для пояснения сравнивает его с "...интеллектуальной болезнью – сомнением... Отчаяние – чего-то более глубокого и самостоятельного... Оно есть выражение всей личности, же – только мышления" ("Entweder – Oder", Köln, 1960, S. 769–70). "Отчаяние", по Кьеркегору, как и Н. у Ницше, парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся его не имеет смысла. Однако, в отличие от Ницше, Кьеркегор объявляет источником "отчаяния" не религиозное, а " " мироощущение, к-рое он характеризует как: 1) природное в нравственному (духовному); 2) языческое в противоположность истинно-христианскому; 3) природному влечению в противоположность свободному избиранию; 4) предпочтение естеств. начала в человеке – разума, сверхприродному началу – воле; 5) стремление к единств. цели – наслаждению и исповедание единств. религии – религии красоты. В рамках "эстетического", т.е. "природного", отношения к жизни, по Кьеркегору, не может быть поставлен вопрос о свободе (к-рая есть обретение себя посредством выбора себя решением воли), ибо "эстетик", делающий осн. мотивом своего поведения эстетич. , лишь теряет себя и в результате приходит к "отчаянию" (там же, с. 747–48). Хотя моделью эстетич. отношения к жизни Кьеркегор избирает мировоззрение иенских романтиков (см. Романтизм), по существу "эстетической" он считает всю совр. культуру (новую философию – см. "Die Krankheit zum Tode", Fr./M., 1959, S. 76 – и даже протестантскую ), включая и ту историч. традицию, к-рая привела к ее возникновению. Термин "эстетизм", т.о., является таким же символом, как и ницшеанский термин " ". (Так, Кьеркегор называет "эстетиком" даже представителя "этического" направления в древнегреческой философии Сократа, поскольку последний не понимал, что в основе этики должен лежать введенный христианством "воли, своенравия"). Как, согласно Ницше, всей предшеств. культуры приводит к Н., так и, по Кьеркегору, "языческий эстетизм" всегда несет в себе "смертельную болезнь" – отчаяние. Однако преодоление социально-политич. и духовного кризиса оба мыслителя ищут в противоположных направлениях: если Ницше призывает вернуться к "подлинному язычеству" ( "вечного возвращения"), трактуя его как силы, как "мировоззрение неравенства", трагич. "любви к року", то Кьеркегор предлагает искать в "подлинном христианстве", к-рое еще никогда не достигалось и прийти к к-рому можно только через самое глубокое отчаяние. Попытки совр. бурж. сблизить Кьеркегора и Ницше оправданы только в том смысле, что оба они выразили кризис бурж. культуры и трагич. положение личности, выросшей в лоне этой культуры.

Термин "Н." использовался реакцией для характеристики всех революц. сил России 60–70-х гг. 19 в., к-рым приписывался вульгарный материализм, анархич. отрицание цивилизации. В этом значении термин "Н." употреблялся в офиц. документах [донесения 3-го отделения (см. И. С. Тургенев, Центр. архив, М., 1923), материалы нечаевского процесса ], реакц. журналистикой ("Рус. вестник"), в "антинигилистических" романах (Лесков, Крестовский, Писемский, Достоевский). С 70-х гг. термин "Н." употребляется в зарубежной бурж. историографии для тенденциозной характеристики передовой рус. обществ. мысли (Oldenburg К., Der Russische Nihilismus von seinem Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., 1888; Jarmolinsky Α., Road to revolution. A century of Russian radicalism, L., 1957).

Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Еще один поход на демократию, там же, т. 18; [Катков М. ], О нашем Н. По поводу романа Тургенева, "Рус. Вестн.", 1862, ; Герцен А. И., Письмо И. С. Тургеневу 21 апр. (1862), в кн.: Полн. собр. соч. и писем, т. 15, П., 1920; Алексеев А. И., К истории слова "Н.", в кн.: Сб. ст. в акад. А. И. Соболевского. Ст. по славянской филологии и рус. словесности, М.–Л., 1928; Салтыков-Щедрин Н., Уличная философия, Полн. собр. соч. в 20 тт., т. 8, М., 1937; Антонович М., Асмодей нашего времени, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б.П., Два слова о слове "Н.", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1951, т. 10, вып. 4; Чернышевский Н. Г., Безденежье, Полн. собр. соч., т. 10, М., 1951; Батюто А. И., К вопросу о происхождении слова "Н." в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1953, т. 12, вып. 6; Белинский В., [Рец. на ] Провинциальные бредни..., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Тургенев И., Лит. и житейские воспоминания, Собр. соч., т. 10, М., 1956; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и Н. 60-х годов, "Вестн. ЛГУ. Сер. эконом., филос. и права", 1965, No 5; Cyževskyj D., Literarische Lesefrüchte, "Ζ. für slavische Philologie", 1942–43, Bd 18, Η. 2.

А. Новиков. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле - умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Термин “нигилизм” встречается в европейской теологической литературе уже во времена средневековья. В 12 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название “нигилизма”. В 18 в. понятие “нигилизм” как аналог отрицания общепринятых норм и ценностей закрепляется в европейских языках (в частности, подобное термина “нигипизм” зафиксировано в “Словаре новых слов французского языка”, изданном в 1801).

В западной философии термин “нигилизм” появился во 2-й пол. 19 в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда др. мыслителей и философов. Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину “буддийского” безразличия к миру Шпенглер рассматривает нигилизм в качестве отличительной черты современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживаюшей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии Ницше о нигилизме вырастает во всеобъемлющую концепцию, подытоживающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению философа, первой причиной жгилизма, развивавшегося затем на основе “морально-христианского истолкования мира”. “Опаснейшим покушением на жизнь” Ницше считает все основные принципы разума, сформулированные в европейской философской ,- , цель, истину и др. Под “клевету на жизнь” он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т. о., устойчивая нигилистическая в культуре Европы формируется благодаря тому, что “истинный мир” традиционных религий, философии и морали утрачивает свою жизненную силу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находят собственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, по Ницше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пусть даже и очень устойчивое. Нигилизм - это глубинная всей истории Европы, своего рода роковая “антижизнь”, ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начиная как с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианских корней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в современную механизированную эпоху только радикализирует этой логики и заставляет поставить кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает, что “смертью христианского Бога” нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютной самоцели и т. п. только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, “этого самого жуткого из всех гостей”. Попытку спастись от “обвала” высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, I-biiiuie решительно разоблачает, указывая на “физиологические” и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный , по Ницше, есть только апогей указанного измельчания и падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.

В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты как формального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры “призрака”, бродящего по Европе), так и содержательной переклички с темой “забвения бытия” у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизма у Ницше. Как “забвение бытия” (Хайдеггер), так и декаданс жизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаются с Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркером преодоления этой “судьбы Европы” выступает профетически проповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей “судьбы западных народов”, в том, что он рассматривает его в свете проблемы ничто как “завесы истины бытия сущего”. По Хайдеггеру, истолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он “не в состоянии думать о существе Ничто” (Европейский нигилизм.- В его кн.: Время и бытие. М., 1993, с. 74). И поэтому и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей “существо бытия... в его срыве” (там же, с. 75). В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, “последним метафизиком”. В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.


Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Люди, пытаясь понять смысл жизни и своего места в ней, постоянно создают новые теории (подходы), некоторые из которых получают широкое распространение.

Одним из одиозных подходов является нигилизм, который особую популярность набрал во второй половине 19 века (вспомните Базарова из «Отцы и дети»).

Но кто такие нигилисты, почему их подход не является продуктивным, как появилось это течение в философской мысли и какие виды нигилизма (правовой, социальный) популярны сейчас.

Что такое нигилизм и история его зарождения

Нигилизм простыми словами – это ничто, пустота, разрушение идеалов предыдущих поколений, отрицание моральных и нравственных принципов.

Заполнение пустоты не входит в круг интересов нигилистов, поэтому их философские идеи носят негативный характер, так как не предлагают ничего взамен . Расцветает нигилизм на почве обесценивания жизни, потери ее смысла и цели.

«Нигилизм – это поза, а не доктрина».
Карлос Руис Сафон. «Игра ангела»

В. Даль в своем словаре дал емкое и остроумное определение нигилизму:

«…безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

Термин «нигилизм» (от лат. nihil – ничто) пришел из средневековья, так в XII веке назвали одну из ересей , которая отрицала богочеловеческую природу Христа.

Само слово использовалось в европейских языках с XVIII века в значении отрицания норм, принятых в обществе. Фридрих Генрих Якоби ввел этот термин в философию в 1799 году в труде «Sendschreiben an Fichte».

Нигилист - это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина , поэтому описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

Идеи нигилизма витали в воздухе, и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 1862 году, произвел в обществе фурор . Теперь, кто такой нигилист, узнали все.

Прототипом героя Базарова по воспоминаниям самого Тургенева стал поразивший его молодой провинциальный врач, идеи которого произвели на писателя сильное впечатление. Тургенев попытался ухватить суть личности с подобным складом мыслей и описать это явление в образе Базарова-нигилиста.

Перед читателем возникает деятельный человек, борец, ставящий себя в оппозицию ко всем и всему. Его не интересует мнение окружающих о себе, Базаров резок и бесцеремонен , он дает удивительное определение искусству, религии и философии – «романтизм, чепуха, гниль, художества».

Из такого отношения к жизни рождается базаровская мировоззренческая философия, отрицающая все сложившиеся человеческие нормы и идеалы и принимающая только научные факты.

«Нигилист, это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».
И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (слова Аркадия Кирсанова)

Базаров отрицает духовное начало в человеке, он относится к нему как биологическому виду – не более:

«Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других».

Тургенев с симпатией относится к своему герою, пытается понять, как рождается такая философия в людях, но не разделяет подобных взглядов. В основе романа лежит не только внешний конфликт между отцами и детьми, Базаровым и дворянским обществом, но и глубокий внутренний конфликт самого героя.

Нигилист – это человек, который пытается разрешить социальный конфликт путем отрицания ценности старого мироустройства, которое считает несостоятельным из-за царящей вокруг несправедливости. Но отрицая, он не предлагает ничего взамен.

После романа Тургенева образы нигилистов заполнили русскую литературу – от героев Чернышевского, явно положительных, до антигероев у Достоевского, Лескова и др.

Нигилистами стали называть революционно настроенных разночинцев и молодых людей, студентов, которые выступали против дворянско-крепостнических принципов построения общества в России того времени.

Виды нигилизма в современном обществе

После бума такого подхода к жизни в XIX столетия к раскрытию этого явления обращались мыслители XX века – Мартин Хайдеггер, Герберт Маркузе, Николай Бердяев, Семен Франк, Альбер Камю.

«Любое существо рождается без причины, продолжает себя по слабости и умирает случайно».
Жан-Поль Сартр о сути нигилизма

На данный момент принято выделять несколько основных направлений нигилизма в зависимости от характера ценностей, которые отрицаются.


Краткое резюме

Современное общество все так же подвержено влиянию нигилизма . Что это означает? Мораль, нравственность, понятия о чести, размывается, игнорируется, провозглашаются лозунги, противоречащие общепринятым нормам и законам.

Мы ежедневно сталкиваемся с этими проявлениями на улице, дома, смотря телевизор. Опасность этого подхода в том, что он, соединяясь с радикальными, анархическими и прочими крайними идеями, принимает разрушительный характер .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Тривиальный и нетривиальный - что это такое (значение слов) Что такое счастье и почему люди сами усложняют к нему путь Что такое Шантарам Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое меркантильность и хорошо ли быть меркантильным Что такое гуманизм в философии Возрождения, светский гуманизм и почему это учение считают высшей моральной ценностью

лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НИГИЛИЗМ

от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. и консервативной журналистикой и авторами т. н. антинигилистич. романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители к-рой изображались как бездумные отрицатели, "игноранты", каких бы то ни было обществ. ценностей - нравственности, красоты, гражд. обязанностей, веры в положит. идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархич. отрицания иск-ва, проповедниками полового разврата. Н. представлялся как явление, лишенное нар. нац. почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство - посредством своих беспредельно радикальных требований - к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки. Лишенный науч. значения термин "Н." все же отражает нек-рые черты, не охватываемые понятием "революц. демократизм", но тем не менее характерные для умонастроения молодой рус. разночинной демократии. Среди них - известная прямолинейность политич. тактики, преувелич. рационализм и утилитаризм в этике и эстетике, полемич. заострение элементов сенсуализма в философии, несколько прагматич. подход к культурному наследию и пр. Эти крайности, не выражавшие сущности демократич. идеологии шестидесятников (что подчеркивали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев) и изжитые в последующем развитии рус. революц. процесса, были порождены рядом условий рус. действительности. Посредством ряда уступок (крест. реформа 1861 и др.) и усилением репрессий правящие классы смогли ликвидировать состояние революц. ситуации, обезглавить и распылить революц. силы. Надежды рус. демократов на крест. революцию оказались тщетными. Стремление к радикальному преобразованию общества на демократич. основах не могло осуществиться из-за непомерного гнета гос. власти (цензурный деспотизм, аресты и т. д.). Для разночинцев - представителей социального слоя, только еще поднимающегося к культуре и в значит. степени разочарованного в результатах дворянской цивилизации, - единственно реальным выходом энергии оставалось расшатывание коренных традиц. устоев существующего общества, что не всегда обходилось без крайностей. Принцип революц. отрицания иногда доводился до крайности, но в своей гл. сути выражал не только непримиримость к самодержавно-крепостнич. порядкам и охранит. идеологии, но и ненависть к различным формам социального паразитизма и приспособленчества: либеральному соглашательству в политике, бесплодному обличительству в лит-ре, чиновничьему карьеризму, лицемерию в быту, мистицизму, уходу в "чистую" науку и "чистое" иск-во и т. п. Отдельными сторонами он был направлен и против революционных иллюзий. По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политич. программы, столь необходимой особенно в условиях спада революц. ситуации. Т. н. раскол в нигилистах - резкая полемика между двумя гл. демократич. печатными органами "Современником" и "Рус. словом" в 1864-65 - явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы рус. освободит. движения. К кон. 60-х гг. нигилистические настроения изживают себя: из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с др. стороны, нек-рые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества. Почти исчезнувший из полемич. лит-ры к кон. 60-х гг. термин "Н." вновь используется в реакц. публицистике в моменты наибольшего обострения клас. борьбы в России. Несмотря на протесты Писарева, Герцена, П. А. Кропоткина и др., указывавших на несоответствие назв. Н. подлинному содержанию рус. революц.-демократич. идеологии 60-х гг., термин зачастую использовался в дворянско-бурж. историографии как адекватное обозначение идей и деятельности шестидесятников. У ряда совр. зап.-европ. авторов (В. Нигг, Г. Римша, Ф. Баргурн, А. Ярмолинский и др.) термин "Н." неправомерно используется как обозначение тех форм русского освободительного движения 19 в., наследниками к-рых выступили в 20 в. большевики. Лит.: Антонович М., Асмодей нашего времени, в кн.: Литературно-критич. ст., М.-Л., 1961; Герцен A., Еще раз Базаров, Соч., т. 20, ч. 1, М., 1960; (Катков М.), О нашем нигилизме, "PB", 1862, No 7; Кропоткин П., Записки революционера, М.-Л., 1933; Записка К. Д. Кавелина о нигилизме, публ. П. А. Зайончковского, в сб.; ИА, кн. 5, М., 1950; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Тургенев И. С., Лит. и житейские воспоминания. Собр. соч., т. 10, М., 1956; Алексеев А. И., К истории слова "нигилизм", в сб.: Статьи по слав. филологии и рус. словесности, Л., 1928; Батюто A., К вопросу о происхождении слова "нигилизм" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1953, т. 12, в. 6; Воровский В. В., Базаров и Санин, в кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и нигилизм 60-х гг., "ВЛГУ", 1965, No 5. Серия экономики, философии и права, No 1; Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в кн.: Из истории революц. мысли в России, М., 1961; его же, Два слова о слове "нигилизм", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1951, т. 10, в. 4; Пустовойт П., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Coquart A., Dm. Pisarev (1840-1868) et I ´id?ologie du nihilisme russe, P., 1946; Cyzevski D., Zur Vorgeschichte des Wortes "N", "Z. f?r slav. Philologie", 1943, Bd 18, H. 2, § 93. А. И. Володин. Москва.

Нигилизм - отрицание установившихся принципов, норм, порядков, традиций, законов человеческого общежития. В дореволюционном словаре иностранных слов добавленно «форма анархизма» .

В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 - 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).

Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.

Основные утверждения нигилизма

  • Нет доказательств существования создателя или высшего разума
  • Нравствености не существует
  • Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная

Впрочем, ко времени Ницше (1844 - 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…

Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма - ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям - долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.

В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.

Существует ли нигилизм сегодня?

Ещё как!

  • Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
  • Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
  • Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» - прав тот, кто сильнее
  • Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости

Нигилизм - это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие