Что символизирует мост. Нельзя фотографироваться на мосту: откуда взялось это суеверие. Критерии оценки рассуждения

Этот символ - один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

Мост (как и радуга) во многих культурах символизировал переход между мирами - между Землей и Небом.

Для древних евреев мост выступал в качестве знака Завета, заключенного Творцом с Его народом; в Китае мост символизировал союз неба и земли. В исламской традиции описывается мост, ведущий в рай, который располагается над адом; по воле Аллаха души умерших пересекают его либо попадают в преисподнюю. В финской мифологии через реку, отделяющую земли мертвых от земель живых, ведет веревочный мост или мост-нить.

В иранской мифологии Мост Разделения (Чинват Парвата) между миром живых и миром мертвых перекинут над Тьмой и ведет в Небесное царство Гародмана. Он состоит из света и подобен многогранному лучу. По его широким граням переходят в Небесное Царство праведные люди, а с его узких и острых, как лезвие кинжала, граней низвергаются во Тьму грешники.

Японские мифы рассказывают: стоя на Небесном Мосту, дух воздуха Идзанаги и богиня облаков Идзанами творят мир. В поисках земли они опускают вниз в клубящиеся облака копье и обнаруживают внизу океан. Стекающая с копья вода застывает и образуется первый остров, на котором поселяются боги и творят весь остальной мир.

За Одином и Фригг по мосту Биврёст следуют другие божества.

Радужный мост Биврёст в германо-скандинавских мифах соединяет мир людей (Мидгард) и мир богов (Асгард). От древних великанов его охраняет бог Хеймдалль. Когда он протрубит в рог, тогда начнется последняя битва между богами и великанами, которой закончится один этап жизни мира и начнется новый.

По радужному мосту, соединяющему мир богов и людей, сходит вестница богов Ирида.

.
В средневековых рыцарских легендах по «гладкому, сверкающему на солнце мечу»-мосту Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры. Переход по этому мосту «полон мук и страданий». Но как только рыцарь бесстрашно проходит испытание - переходит по мосту на другой берег, ожидающие его там свирепые львы исчезают или превращаются в безобидную ящерицу.

Калинов мост в древнерусских былинах соединяет два берега огненной реки Смородины. На одном берегу - мир живых, на другом - царство мертвых. Охраняет мост олицетворение зла - Трехглавый Змей, с которым ради торжества Добра сражаются былинные герои.

Латинское pontifex означает буквально «строитель мостов»; в религии древних римлян понтификом назывался верховный жрец.

В христианстве с образом моста ассоциируется представление о функции папы римского - Великого понтифика. Бернар Клервоский отмечал, что папа не только «наводит мосты» между людьми, но служит мостом между Богом и человеком. По этой причине символом понтификата традиционно считается радуга.

Идущий впереди - мост для идущего позади.
Грузинская пословица
Мост олицетворяет сообщение между Небом и Землей, объединение человека и божества. Это образ связи между разными точками сакрального пространства. Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен.

Землю и Небо некогда соединял мост (или дерево, или лиана), благодаря чему люди без труда общались с богами, поскольку смерти не существовало. С тех пор сообщение между Землей и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве «духа», то есть для этого необходимо умереть или войти в состояние экстаза. Этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть.

По своей сути символизм «узких врат» и «опасного моста» связан с безнадежными, казалось бы, ситуациями: надо попасть туда, «где ночь встречается с днем», или найти дверь в стене, войти на Небо через проход, открывающийся лишь на мгновение, пройти между двумя постоянно сталкивающимися скалами или между челюстями чудовища. Все эти мифологические образы выражают необходимость преодоления противоречий, устранения полярности, характерной для человеческого существа.




Средневековые рыцарские легенды говорят о мосте - «гладком, сверкающем на солнце мече», по которому Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры, а переход по нему «полон мук и страданий». Переход по мосту-мечу символически связан с посвящением, что подтверждается фактом, что подстерегающие его на другом берегу львы исчезают, когда испытание выдержано.




В иранской мифологии Чинват - мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мертвых. В зороастризме распорядителем судеб становится Заратуштра, провожающий по мосту души праведных. В поздней традиции Чинват - это «мост судебного разбора», вершимого над душами умерших Митрой, Рашну и Сраошей. Под стопой грешника Чинват становится узким, «как лезвие бритвы», праведнику кажется шириной «в девять копий или двадцать семь стрел».

В древнекитайской символике мост, соединяющий с потусторонним миром, был очень узким, и грешники падали с него в грязный поток. Мост в виде ствола дерева должен был перейти паломник Сюань-цзян, который принес из Индии в Китай буддийское учение. Царь Му династии Чу в поисках бессмертия, путешествуя к Царице Запада, Син-ван-му, переходил реку по мосту из рыб и черепах.






В японской традиции божества Идзанаки и Идзанами, стоя на мосту-радуге, сотворяют землю. Они опускают в море яшмовое копье, в результате, из стекающих соленых капель образуются первые восемь островов.

В скандинавской мифологии мост-радуга Биврёст охраняется стражем, который перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве.

У финнов герой «Калевалы» Вяйнямёйнен, отправляясь в потусторонний мир, должен перейти мост из мечей и ножей.

У греков мост ассоциировался с образом Ириды - богини радуги, вестницы богов. Радуга и Млечный Путь считались мостами между небом и землей.








В христианстве в видении апостола Павла предстает «узкий, как волос», мост, соединяющий наш мир с Раем. Подобным образом в христианских традициях грешники, не сумев пройти по мосту, падают в Ад, так как «Тесны врата и узок путь, ведущий к жизни, и немногие находят их» (Матф., 5:14).










Предки славян верили, что по калиновому-солнечному мосту приходит к людям весна, когда Бог-Творец открывает небесные врата. По небесному мосту движется солнце. По мосту-радуге сходят с небес ангелы, чтобы набрать воду для дождя. Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни.
В народных сказках мы находим калиновый, волосяной или «адский» мост.

В начале моста героя встречает Баба Яга, а в конце - змей. Часто перед героем ставится сложная задача - построить за ночь чудесный мост, одна половина которого серебряная, другая - золотая.

***
Я дух самой природы
Без имени и чисел,
Живу я вместе с жизнью,
Не облеченный в мысли.
.......................................
В безудержном полете
Слежу миров круженье,
Охватываю взором
Всемирное строенье.

Я проникаю в сферы,
Где звук еще не создан,
Где ждут дыханья жизни
Бесформенные звезды.

Я - мост над черной бездной,
Я - свет над вечной мглою,
Неведомая лестница
Меж небом и землею.

Невидимая скрепа,
Я подчинить умею
Мир формы- миру мысли,
Мир хаоса- идее.

Я, наконец, та сущность,
Тот беспокойный свет,
Кому от века служит
Вместилищем поэт.

Густаво Адольфо Беккер

Мост олицетворяет сообщение между Небом и Землей, объединение человека и божества. Это образ связи между разными точками сакрального пространства. Мост всегда означал переход из одного состояния в другое, изменение или желание перемен.

Землю и Небо некогда соединял мост (или дерево, или лиана), благодаря чему люди без труда общались с богами, поскольку смерти не существовало. С тех пор сообщение между Землей и Небом было прервано, по мосту можно пройти только в качестве «духа», то есть для этого необходимо умереть или войти в состояние экстаза. Этот переход труден, он таит в себе множество опасных препятствий, и не все души в состоянии его преодолеть.

По своей сути символизм «узких врат» и «опасного моста» связан с безнадежными, казалось бы, ситуациями: надо попасть туда, «где ночь встречается с днем», или найти дверь в стене, войти на Небо через проход, открывающийся лишь на мгновение, пройти между двумя постоянно сталкивающимися скалами или между челюстями чудовища. Все эти мифологические образы выражают необходимость преодоления противоречий, устранения полярности, характерной для человеческого существа.

В иранской мифологии Чинват — мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мертвых. В зороастризме распорядителем судеб становится Заратуштра, провожающий по мосту души праведных. В поздней традиции Чинват — это «мост судебного разбора», вершимого над душами умерших Митрой, Рашну и Сраошей. Под стопой грешника Чинват становится узким, «как лезвие бритвы», праведнику кажется шириной «в девять копий или двадцать семь стрел».

В древнекитайской символике мост, соединяющий с потусторонним миром, был очень узким, и грешники падали с него в грязный поток. Мост в виде ствола дерева должен был перейти паломник Сюань-цзян, который принес из Индии в Китай буддийское учение. Царь Му династии Чу в поисках бессмертия, путешествуя к Царице Запада, Син-ван-му, переходил реку по мосту из рыб и черепах.

В японской традиции божества Идзанаки и Идзанами, стоя на мосту-радуге, сотворяют землю. Они опускают в море яшмовое копье, в результате, из стекающих соленых капель образуются первые восемь островов.

В скандинавской мифологии мост-радуга Биврёст охраняется стражем, который перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве.

У финнов герой «Калевалы» Вяйнямёйнен, отправляясь в потусторонний мир, должен перейти мост из мечей и ножей.

У греков мост ассоциировался с образом Ириды — богини радуги, вестницы богов. Радуга и Млечный Путь считались мостами между небом и землей.

В христианстве в видении апостола Павла предстает «узкий, как волос», мост, соединяющий наш мир с Раем. Подобным образом в христианских традициях грешники, не сумев пройти по мосту, падают в Ад, так как «Тесны врата и узок путь, ведущий к жизни, и немногие находят их» (Матф., 5:14).

Средневековые рыцарские легенды говорят о мосте — «гладком, сверкающем на солнце мече», по которому Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры, а переход по нему «полон мук и страданий». Переход по мосту-мечу символически связан с посвящением, что подтверждается фактом, что подстерегающие его на другом берегу львы исчезают, когда испытание выдержано.

Предки славян верили, что по калиновому-солнечному мосту приходит к людям весна, когда Бог-Творец открывает небесные врата. По небесному мосту движется солнце. По мосту-радуге сходят с небес ангелы, чтобы набрать воду для дождя. Мост является и свадебным символом. По нему юноша и девушка переходят в новый период своей жизни.

В народных сказках мы находим калиновый, волосяной или «адский» мост. В начале моста героя встречает Баба Яга, а в конце — змей. Часто перед героем ставится сложная задача — построить за ночь чудесный мост, одна половина которого серебряная, другая — золотая.


Я дух самой природы
Без имени и чисел,
Живу я вместе с жизнью,
Не облеченный в мысли.
.......................................
В безудержном полете
Слежу миров круженье,
Охватываю взором
Всемирное строенье.

Я проникаю в сферы,
Где звук еще не создан,
Где ждут дыханья жизни
Бесформенные звезды.

Я — мост над черной бездной,
Я — свет над вечной мглою,
Неведомая лестница
Меж небом и землею.

Невидимая скрепа,
Я подчинить умею
Мир формы- миру мысли,
Мир хаоса- идее.

Я, наконец, та сущность,
Тот беспокойный свет,
Кому от века служит
Вместилищем поэт.

Густаво Адольфо Беккер

Содержание

Уважаемые участники!

Задания олимпиады составлены так, что все вопросы касаются одного круга тем. Постепенно подход к выбранной теме будет углубляться, а воссоздаваемый вами в ходе выполнения заданий образ – становиться более многогранным и тонким. Поэтому в работе над заданиями каждой части олимпиады, вам может помочь материал остальных заданий. Если при выполнении заданий вам не хватает места, вы можете попросить дополнительные листы у организатора.

Желаем удачи!

Мост – одно из важнейших сооружений цивилизации. Проектирование моста включает множество задач, требует нестандартных подходов. Каждый мост – это и сложная инженерная конструкция, и особое архитектурное эстетическое решение.

В разные эпохи художественные смыслы и символические значение моста воспринимались по-своему. В мифопоэтической традиции мост воспринимался как путь, неизведанная дорога, приобретая свойства тайного или сакрального пространства; иногда ощущался как символ зыбкости и неизвестности, визуально располагаясь между небом и водой; а подчас мыслился как переход из одного мира в другой. В наше время мост – это функциональная часть жизни города и одновременно яркое явление архитектурного ансамбля, формирующее его облик. Посмотреть, как в разные эпохи функциональные свойства моста соотносились с его эстетическими решениями, какими символическими смыслами наделяли мост инженеры и архитекторы; как мыслился мост в окружающем его пейзаже или городском пространстве; как воспринимался и осмыслялся мост в культуре – в изобразительном искусстве, в поэзии и предлагают вам задания этого тура олимпиады.

Задание 1

Перед вами ряд известных мостов, расположенных в разных странах. Исходя из архитектурных особенностей, определите, в какой из стран находится каждая постройка. Впишите название страны под изображением.








Ответы

По одному баллу за правильно указанное название страны.

Всего за задание 1 ‒ максимум 6 баллов.

Задание 2

Перед вами Египетский мост через реку Фонтанку, который был построен в двадцатые годы XIX века, а ныне уже не существует.

На какие сооружения более древних эпох мог ориентироваться архитектор при создании этого моста?

К какому жанру (вилла, особняк, храм, ратуша и т.д.) относились эти сооружения предшествующих эпох?

Кратко напишите, почему на ваш взгляд отсылки к этим сооружениям прошлого стали возможны в таком на первый взгляд кажущимся чисто функциональном сооружении как мост?

Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 2 ‒ максимум 8 баллов.

Задание 3

Перед вами два моста, украшенных скульптурой. Напишите небольшой связный текст о том, как скульптуры влияют на образ моста.

Обратите внимание на то, какие в каждом случае выбираются существа, каков их характер, пластика, взаимоотношения со зрителями? Как постановка фигур влияет на восприятие ритмической композиции архитектурного сооружения? Возникает ли связь между скульптурами и стихией воды, которую сдерживает архитектурная композиция моста?

Скульптуры десяти ангелов с моста Св.Ангела







Критерии оценки рассуждения:

Всего за задание 3 ‒ максимум 12 баллов.

Задание 4

Банковский мост - пешеходный мост через канал Грибоедова в центре СанктПетербурга, один из трех сохранившихся в этом городе пешеходных цепных мостов. Ось моста ориентирована против центра ворот Государственного ассигнационного банка - у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Мост был открыт в 1826 году, тогда же у входов на мост были установлены четыре скульптуры крылатых львов.

В 1900-е годы художник Мстислав Добужинский создал серию гравюр с видами Санкт-Петербурга, на одной из них был изображен Банковский мост, а в 1964 году ленинградский поэт и переводчик Дмитрий Бобышев написал стихотворение, в котором образ Банковского моста занимает центральное место.

Посмотрите на фотографии Банковского моста в Санкт-Петербурге, гравюру М. Добужинского и внимательно прочитайте стихотворение Д. Бобышева.

Как мост связан с пространством города вокруг него? Какими символическими смыслами наполняются конструктивные элементы моста?

Что для художника, а что для поэта является доминантой в конструкции, композиции, структуре и декоре моста? Сравните, как воспринимаются скульптуры моста в стихотворении и как на гравюре? В чем функциональное, а в символическое значение скульптур? Какое пространство формирует мост в стихотворении и какое на гравюре? Что общего, а в чем разница в восприятии М. Добужинского и у Д. Бобышева? Какие выразительные средства использует каждый автор?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100-120 слов 1 ) на тему «Образ Банковского моста в гравюре М.Добужинского и стихотворении Д. Бобышева»

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объем рассуждения, максимальный объем не ограничен.

Банковский мост (общий вид)






Дмитрий Бобышев (р. 1936)

Евгению Рейну

Крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов, сидящих
в такой же точно позе на другом
конце моста и на него глядящих
такими же глазами.

Львиный пост.

Любой из них другого, а не мост
удерживает третью существа,
а на две трети сам уже собрался,
и, может быть, сейчас у края рва
он это отживающее братство
покинет.

Но попарно изо рта
железо напряженного прута
у каждого из них в цепную нить
настолько натянуло звенья,
что, кажется, уже не расцепить
скрепившиеся память и забвенье,
порыв и неподвижность,
верх и низ,
не разорвав чугунный организм
противоборцев.
Только нежный сор
по воздуху несет какой-то вздор.

И эта подворотенная муть,
не в силах замутить оригинала,
желая за поверхность занырнуть,
подергивает зеркало канала
нечистым отражением.

Над рвом
крылатый лев сидит с крылатым львом
и смотрит на крылатых львов напротив:
в их неподвижно-гневном развороте,
возможно, даже ненависть любя,
он видит повторенного себя.

Март-апрель 1964

Критерии оценивания письменного рассуждения

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–16–24.

Всего по критерию А максимум 24 баллов.

B. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность

Шкала оценок: 0–5–10–15.

Всего по критерию В максимум 15 баллов.

C. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание № 4 – 44 балла.

Максимум за работу 70 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёх – балльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить — они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Класс: / Предмет: / Этап: / Год: / Город: /

Некогда Небо и Земля были едины. Но однажды, говорят легенды, между ними, навсегда их разделив, легли пропасти и воды. И все же остался путь, связывающий мир земной и мир небесный, символами которых стали два берега. Путь этот узкий и опасный, но единственно возможный - по мосту. Подобно мировому дереву, лестнице, космической оси, мост соединяет разные состояния бытия. Берег, от которого мост начинается, - это наш мир, другой берег - мир изначальный, мир истинной реальности, область бессмертия.

Мост - символ перехода из мира живых в иной мир. После смерти, рассказывают скандинавские мифы, все души пройдут по этому мосту. Кому-то дорога лежит в обиталище Хель, в подземный мир; кому-то - по радуге в страну богов Асгард, в Вальхаллу. Но по этому мосту могут пройти и живые: многие великие герои древних сказаний проходили по нему в поисках бессмертия.

Герой финского эпоса «Калевала» Вяйнемейнен, чтобы попасть в потусторонний мир, должен был перейти через мост из мечей и ножей. Легендарный китайский царь Му, путешествуя к царице Запада, перебирался с одного берега реки на другой по мосту из рыб и черепах. На пути мифологических героев всегда ждали препятствия, испытания, встречи с хранителями порогов - границ в другой мир. Именно поэтому появился обычай взимать плату за переход по мосту, оформлять вход в это особое пространство арками, рассказывать об испытаниях, используя знаки, эмблемы, скульптуру, - такая традиция существовала и в Древнем Риме, и в Китае, в Европе и в Америке. На «калиновом мосту» русские богатыри вступали в единоборство со змеем. Под тонким, как волос, мостом путника, потерявшего равновесие, ждали чудовища. По мосту - лезвию меча шел, испытывая муки и страдания, Ланселот к месту заточения Гвиневеры.

Многие старые мосты в Европе до сих пор называются «чертовыми» - их грандиозность и сложность этих сооружений так поражали в средние века, что появлялись легенды, будто бы построить их людям помог дьявол. Среди них, например, Чертов мост через реку Рейс (Швейцария), мост Валантре в Каоре (Франция), даже Карлов мост через Влтаву в Праге. Его, как рассказывает предание, дважды смывала своенравная Влтава. И вот, когда архитектор Парлер начал строить мост в третий раз, к нему явился дьявол и пообещал сделать так, что мост будет стоять века, но потребовал в качестве платы живую душу, которая первой пройдет по мосту. Парлер согласился, работы были завершены, началась праздничная церемонияѕ Неожиданно на мост выбежал ребенок, но архитектор бросил перед ним петуха, который и достался дьяволу. Подобным же образом «расплачивались» с ним и строители других мостов.
Смысл опасного перехода - в восстановлении связи между Небом и Землей. В испытаниях герои обретают мудрость, осознавая великое единство, стоящее за противоположностями проявленного мира (именно поэтому в легендах и мифах часто появляется символ-парадокс, предполагающий преодоление ограниченности рационального ума: игольное ушко, тропа-волос, проход между жерновами и т. д.). Вернувшись из своего путешествия, герои восстанавливают на земле истинные и справедливые законы, возвращая миру утраченную целостность, а людям - надежду и смысл жизни. Верховные правители и жрецы Рима носили титул «понтифик», то есть «строитель мостов».

Проход по мосту подобен проходу сквозь Время. Река дней, река времени течет не останавливаясь, унося с собой все и вся. И только стоящий на мосту оказывается в вечном настоящем, глядя на отражения в потоке.

Река времени уносит любимых, и все же влюбленные встречаются на мостах или проходят под радугой, взявшись за руки, зная, что встречи на земле лишь продолжение встреч на звездных мостах.

Сегодня осталось мало древних мостов. Иногда их разрушало время, иногда - стихии, чаще всего - сами люди, не ремонтируя и не обновляя их вовремя. Теперь больше говорят о стенах, которые разделяют, а не о мостах. И все же, наверное, каждый из нас когда-нибудь замирал, глядя на мост, освещенный огоньками фонарей. Может быть, это воспоминание поможет душе жить в мире, где появляется все больше стен.

Ты строишь мост
Ради всех, кто строит стены,
Чтобы мы не могли различить,
Где свет, где тени.
И когда твой мост вознесется
В пустыню неба,
Я увижу, как все,
Кто вырос из стен,
Взойдут на твой мост...

Б. Гребенщиков

Обсудить статью в сообществе