Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных препаратов, задачи, структура, виды государственного контроля качества лекарственных препаратов. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств Порядок осущест

Законом о лекарственных средствах в Российской Федерации установлен

приоритет государственного контроля:

Производства; - изготовления; - качества; - эффективности; - безопасности лекарственных средств.

Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств осуществляется путем:

Государственной регистрации лекарственных средств;

Лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;

Аттестации и сертификации специалистов;

Государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств;

Государственного регулирования цен на лекарственные средства. Для осуществления государственного регулирования отношений

в сфере обращения лекарственных средств существует государственная система контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, которая включает:

Федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории;

Этические советы, действующие при учреждениях здравоохранения;

- экспертные советы по обращению лекарственных средств при Правительстве Российской Федерации;

Информационную систему.

Государственный контроль качества лекарственных средств определен в приказе Минздрава РФ от 4.04.2003 г. № 137 «Об утверждении порядка осуществлениягосударственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации». Настоящий документ определяет порядок проведения государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации (за исключением радиофармацевтических, иммунобиологических лекарственных средств, препаратов крови и кровезаменителей) и является обязательным для всех субъектов обращения лекарственных средств.

Государственный контроль качества лекарственных средств осуществляется в виде:

Предварительного контроля качества лекарственных средств;

Выборочного контроля качества лекарственных средств;

Повторного выборочного контроля качества лекарственных средств;

Контроля качества веществ растительного, животного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства лекарственных средств;

Проведения периодических проверок предприятий - производителей лекарственных средств, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, с целью инспектирования качества выпускаемых ими лекарственных средств.

Приказ № 137 содержит следующие разделы:

I. Общие положения.


II. Предварительный контроль качества лекарственных средств.

III. Выборочный контроль качества лекарственных средств.

IV. Повторный выборочный контроль качества лекарственных средств.

V. Контроль качества веществ растительного, животного, микробного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства лекарственных средств.

VI. Порядок отбора, направления и хранения образцов лекарственных средств для осуществления государственного контроля качества лекарственных средств.

Приложение 1. Решение о выпуске лекарственных средств.

Приложение 2. Акт отбора образцов лекарственных средств.

В заключение данной главы следует сказать, что изготовление лекарственных препаратов является отдельной отраслью экономи- ки, имеющей как социальную, так и экономическую значимость. Поэтому практически все работы подлежат государственному нормированию и регулированию. Провизор в аптечном учреждении большую часть своего времени должен контролировать соответствие фармацевтического и санитарного порядка нормам законодательства. Только полное соответствие позволит изготавливать качественные, эффективные и безопасные лекарственные средства.

ЛЕКЦИЯ № 2

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой государственное нормирование производства лекарственных препаратов?

2. Какие имеются направления нормирования? Какова их обоснованность?

3. Кто и на каком основании имеет право готовить лекарственные препараты?

4. Как формируется состав лекарственного препарата? Что представляют собой стандартные и нестандартные прописи?

5. Что такое рецепт? Какова его структура?

6. Можно ли готовить лекарственный препарат по рецепту, если в рецепте завышена разовая доза веществ списка А и Б? Как должен поступить провизор-технолог?

7. Что представляет собой Государственная фармакопея, фармакопейная

и временная фармакопейная статьи?

8. Каковы особенности ГФ? Какие изменения имеются в ГФ по сравнению с ГФ Х?

9. Как нормируются условия производства лекарственных препаратов?

10. Каковы временные нормы непатогенных микроорганизмов в нестерильных лекарственных препаратах? Какие микроорганизмы должны в них отсутствовать и почему?

11. Объектами выборочного бактериологического контроля служили: воздух производственных помещений, лекарственные и вспомогательные материалы. Правильно ли это?

12. Какими приказами нормируется технологический процесс изготовления лекарственных препаратов?

13. Каковы основные правила оформления лекарственных препаратов? Перечислите основные этикетки и дополнительные надписи.

14. Какими приказами нормируется качество лекарственных препаратов?

Тесты

1. К занятию фармацевтической деятельностью допускаются лица, получившие:

1. Высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию.

2. Высшее или среднее медицинское фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание.

2. Сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем определенного уровня:

1. Теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности.

2. Определенного уровня знаний, достаточных для самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности.

3. Определенного уровня знаний.

3. Сертификат специалиста подтверждается:

1. Каждые 5 лет после соответствующей подготовки в государственной или муниципальной системах дополнительного профессионального образования по результатам ква лификационного экзамена.

2. Каждые 7 лет после соответствующей подготовки в государственной или муниципальной системах дополнительного профессионального образования по результатам квалификационного экзамена.

3. Каждые 5 лет.

4. Диплом о среднем фармацевтическом образовании первые:

1. Пять лет после его получения приравнивается к сертификату специалиста, за исключением специальностей, требующих дополнительной подготовки.

2. Десять лет после его получения приравнивается к сертификату специалиста, за исключением специальностей, требующих дополнительной подготовки.

5. Студенты, окончившие 4 и более курса высших медицинских или фармацевтических образовательных организаций:

1. Могут заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста.

2. Не могут заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста.

6. Лицам, имеющим ученую степень доктора фармацевтических наук, сертификат специалиста по соответствующей специальности:

1. Выдается.

2. Не выдается.

7. Выберите верное утверждение:

1. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки и подтверждения сертификата специалиста.

2. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более 3 лет, могут быть допущены к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки и подтверждения сертификата специалиста.

8. Квалификационный экзамен, проводимый для получения сертификата специалиста, имеет целью определить:

1. Готовность специалиста к самостоятельной медицинской и фармацевтической деятельности.

2. Уровень теоретических и практических знаний по медицинской и фармацевтической деятельности.

3. Уровень теоретических знаний по изучаемым дисциплинам, практические навыки, а также знание законодательства Российской Федерации.

9. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вносятся в следующие списки:

1. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен, - список I.

2. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля, - список II.

3. Список психотропных веществ, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер, - список III.

4. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации разрешен, - список V.

5. Список прекурсоров, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля.

10. Принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ:

1. Государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

2. Лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

3. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Ограничение перечня лиц, имеющих допуск к работе с наркотическими веществами.

11. Выберите неверный ответ:

1. Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

2. Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в список III, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности.

3. Производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в список II, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности.

4. Изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в список III, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

12. Производство и изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II, осуществляется:

1. В пределах государственных квот государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

2. Учреждениями, находящимися в федеральной собственности.

3. При наличии лицензий на производство конкретных наркотических средств и психотропных веществ.

4. Предприятиями других форм собственности при получении соответствующих разрешительных документов МЗ и МВД РФ.

13. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются:

1. По рецепту. 2. Без рецепта. 3. По рецепту, выписанному менее 5 дней назад.

14. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в список IV, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат:

1. Регистрации в специальных журналах. 2. Предметно-количественному учету.

15. Наркотические средства должны храниться в сейфах, при этом:

1. Сейфы должны находиться в закрытом состоянии.

2. После окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфа, печать и пломбир должны хранить при себе материально ответственные лица, уполномоченные на то приказами по учреждениям здравоохранения.

3. Сейфы должны быть прикручены к стенам или установлены так, чтобы дверь отпиралась внутрь помещения на угол не более 30 град.

На федеральном уровне систему контроля качества лекарственных средств и препаратов возглавляет Департамент государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздравсоцразвития России — Науч-ный центр экспертизы и государственного контроля.

На региональном уровне контроль качества осуществляют кон-трольные (испытательные) лаборатории и центры контроля ка-чества ЛС.

Стандарты качества лекарственных средств подразделяют на следующие категории: государственные стандарты качества лекар-ственных средств (ГСКЛС); фармакопейная статья предприятия (ФСП) на лекарственное средство конкретного предприятия.

Стандарты качества должны своевременно пересматриваться с учетом новых достижений медицинской, фармацевтической и других наук, рекомендаций ведущих международных организаций в области фармацевтической науки и практики.

В аптеках контроль качества проводят провизор-технолог и про-визор-аналитик. Анализ проводят также в контрольно-аналити-ческих лабораториях, учреждениях сертификации и контроля ка-чества лекарственных препаратов.

Качество лекарственных препаратов зависит от качества ис-ходных лекарственных средств, поэтому государство устанавлива-ет специальные нормы их качества (количественное содержание вещества, допустимое содержание примесей и т. д.). Примеси мо-гут попадать в лекарственные вещества при синтезе, несовершен-ных методах очистки и др. В количествах, превышающих норму, они могут оказывать на организм человека токсическое действие или влиять на стабильность изготовленных препаратов. Например, если пирогенные вещества присутствуют в растворе для инъекций в количестве выше тест-дозы, они вызывают пирогенную реак-цию (повышение температуры тела, рвоту и др.).

Кроме токсического действия примеси в лекарственных веще-ствах могут оказывать влияние на качество лекарственных препа-ратов, вызывать образование осадков в растворах при стерилиза-ции и др.

Нормы качества лекарственных средств указаны в фармакопей-ных статьях (ФС) и статьях Государственной фармакопеи. ФС представляет собой нормативный документ, устанавливающий требо-вания к качеству лекарственных средств (субстанций) или лекар-ственного растительного сырья и носит характер государственно-го стандарта.

В соответствии с ОСТ 91500. 05. 001-2000 Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения стандартами каче-ства являются: Государственный стандарт качества лекарственно-го средства (ГСКЛС); ОФС; ФС; ФСП, а также документы на импортируемую субстанцию: спецификация и собственно норма-тивные документы. В прил. 2 к ОСТ 91500. 05. 001-2000 приведены правила изложения ФС и ФСП для субстанций (табл. 4. 1).


Таблица 4. 1 Перечень разделов ФС и ФСП для субстанций

Раздел Правила изложения
Название лекарствен-ного вещества* На русском языке
Международное непа-тентованное название (МНН) »
Химическое назва-ние* В соответствии с требованиями ИЮПАК
Структурная формула В центре; изображение — в соответствии ИЮПАК
Эмпирическая формула Сначала углерод, затем водород, после-дующие элементы, включая металлы, располагаются в алфавитном порядке
Молекулярная масса Относительная молекулярная масса должна быть указана с точностью до второго знака после запятой (при относительной моле-кулярной массе до 400) и до первого знака (при относительной молекулярной массе свыше 400)
Содержание дейст-вующего вещества* В процентах или единицах действия
Описание* Внешний вид (физическое состояние, цвет, запах), гигроскопичность, отношение к свету и воздуху. Для ядовитых и сильнодейст-вующих веществ запах не указывают
Растворимость* В воде, этаноле 95 %, хлороформе , эфире. При необходимости указывают другие растворители. Термины растворимости указывают в соответствии со статьей
Раздел Правила изложения
ГФ «Растворимость». В установленных слу-чаях приводят соотношение массы раство-ренного вещества и объема растворителя
Подлинность Характеристики УФ- и ИК - спектров погло-щения и др. При необходимости приводят две-три наиболее специфические реакции
Температура плавле-ния (разложения) или температура затверде-вания, или темпера-тура кипения Верхние и нижние пределы этих показателей
Плотность Указывают верхний и нижний пределы
Удельное вращение »
Удельный показатель поглощения »
Показатель преломле-ния »
Прозрачность раствора Для определенной концентрации раствора
Цветность раствора Для определенной концентрации раствора. В случае окрашенных растворов указывают номер эталона цветности и буквы шкалы или характеристики спектров поглощения
рН или кислотность, или щелочность Растворами кислот или щелочей в концентрации 0,01-0,1 М с помощью индикаторов или потенциометрически
Механические включения В соответствии с ОСТ 42-501 -98
Посторонние примеси Методики обнаружения и допустимые нормы. При хроматографическом методе указывают все условия, определяющие процесс хроматографии
Показатели чистоты: хлориды и сульфаты, сульфатная зола и тяжелые металлы Указывают навеску лекарственного средства и допустимые пределы содержания
Потеря в массе при высушивании. Вода, определяемая методом Фишера Навеска препарата, условия сушки и нормы потери в массе при высушивании Указывают методику определения конца титрования по Фишеру и содержание влаги
Раздел Правила изложения
Остаточные органи-ческие растворители (в случае использо-вания токсичных растворителей или использования раство-рителей на последней стадии получения) Эталоны цветности, современные методы обнаружения
Пирогенность. Бактериальные эндотоксины (LaL-тест) Указывают тест-дозы, способы введения, сроки наблюдения в соответствии с ОФС 42-0002-00
Токсичность
Содержание гистаминоподобных веществ Указывают тест-дозы, способы введения, сроки наблюдения
Микробиологическая чистота. Стерильность Метод определения микроорганизмов и их допустимые пределы. Изменения № 2 к ГФ Х1. Раздел «Стерильность» вводится в случае, когда нельзя стерилизовать лекарственную форму
Количественное определение Содержание метода. Процентное содержание или активность в единицах действия (ЕД/мг) при пересчете на активное вещество
Упаковка Первичная упаковка (банки, ампулы, флако-ны, пакеты и т. п.), количество единиц про-дукции в упаковке. Вторичная (потребительская) упаковка, количество в ней первичных упаковок, способы герметизации; групповая и транспортная упаковка, ссылка на НД
Маркировка В соответствии с методическими указаниями по графическому оформлению
Транспортирование Ссылка на действующий стандарт. Требования, связанные с особенностями погрузки и выгрузки, обращения с продук-цией
Хранение Условия, требования по защите от влияния внешней среды, особенности хранения ядовитых, сильнодействующих, психо-тропных, наркотических и их прекурсоров (согласно соответствующим спискам)

Качество изготовленного препарата может быть обеспечено только при безусловном выполнении требований по перечислен-ным направлениям государственной регламентации.

Кроме требо-ваний к качеству лекарственных субстанций и вспомогательных веществ нормативные документы содержат непосредственно нор-мируемые показатели качества различных лекарственных форм и препаратов:

Показатели качества на стадиях изготовления, например, од-нородность (порошки, мази, суппозитории и др.); размер частиц (порошки, мази суспензионные); отсутствие механических включе-ний (растворы для инъекций, офтальмологические растворы) — согласно общим статьям ГФ, приказам и инструкциям Минздра-ва России;

Показатели качества изготовленного препарата: например, отклонение в массе порошков, объеме микстур и других лекар-ственных форм — согласно приказу Минздрава России «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках» от 16. 10. 1997 № 305; время полной деформации или растворения суппозитори-ев — в соответствии с общей статье ГФ; распадаемость пилюль — согласно общей статьей ГФ X и другим документам (ФС, прика-зы и инструкции).

Внутриаптечный контроль в соответствии с приказом Мин-здрава России «О контроле качества лекарственных средств, изго-товляемых в аптеках» от 16. 07. 1997 № 214 включает следующие виды контроля:

- письменный (который подтверждается паспортом письменного контроля ППК). Паспорт выписывают после изготовления (недо-зированных лекарственных форм — микстур, мазей, суспензий, эмульсий и других) или до разделения на дозы (дозированных лекарственных форм — порошков, суппозиториев , пилюль) или одновременно с изготовлением (если изготавливает и контроли-рует препарат один и тот же специалист);

- опросный — устный опрос фармацевта или провизора-техноло-га по качественному и количественному составу прописи, но не позднее, чем после изготовления пяти препаратов;

- физический, при этом проверяют следующие показатели: соот-ветствие объема, размера, формы, массы (отдельных доз и всего препарата в целом); температуру плавления, время распадаемости, растворимость, время деформации и др.;

- химический состоит в качественном и количественном анализе изготовленного препарата;

- органолептический, при котором проверяют запах, внешний вид, цветность, прозрачность, однородность, механические включе-ния и другие органолептические показатели.

При оценке качества всех без исключения лекарственных пре-паратов проверяют:

Цвет, запах, вкус (выборочно в детских лекар-ственных формах) в соответствии со свойствами ингредиентов;

Отсутствие механических включений: волосков ваты, крошек от пробки и т. д.;

Отклонение в массе или объеме лекарственного пре-парата;

Соответствие упаковки и укупорки массе (объему) и виду лекарственной формы, а также свойствам входящих ингредиентов;

Проверяют наличие соответствующих основных этикеток, а также предупредительных надписей или дополнительных этикеток;

Анализируют сопроводительные документы: наличие правиль-но выписанного и оформленного рецепта (при необходимости сигнатуры), паспорта письменного контроля, которые свидетель-ствуют о правильности проверки совместимости ингредиентов, доз ядовитых и сильнодействующих веществ, соответствия норме отпуска наркотических лекарственных веществ и расчета компо-нентов прописи рецепта.

Кроме того, оценку качества лекарственного препарата прово-дят в зависимости от специфики лекарственной формы.

Контроль качества внутриаптечной заготовки. В присутствии про-визора-аналитика или провизора-технолога («под наблюдением») изготавливают ароматные воды и лекарственные препараты для наружного применения, содержащие следующие вещества: де-готь, ихтиол, серу, нафталанскую нефть, коллодий, воду свин-цовую и другие вещества, химический анализ которых не может быть выполнен в условиях аптеки. Также под наблюдением изго-тавливают лекарственные препараты для новорожденных, не име-ющие методик качественного и количественного анализа.

Качество гомеопатических препаратов оценивают также в со-ответствии с требованиями ГФ, приказами и инструкциями Ми-нистерства здравоохранения и социального развития России.

Все лекарственные препараты должны соответствовать нормам микробиологической чистоты.

Уникальная система контроля качества гомеопатических пре-паратов предложена Ф. Р. Черниковым, основанная на методе молекулярного флуктуационного светорассеяния (на приборе АГЛС-ЭДАС) при поддержке фирмы «ЭДАС». Эта система кон-троля может применяться наряду с комплексом традиционных физико-химических методов оценки качества.

Проверке подвер-гают: сырье, все технологические этапы, все детали и компо-ненты технологического оборудования, готовые препараты на предмет их влияния на состояние лекарственной среды и воз-можность внесения в готовые препараты постороннего искажа-ющего влияния. Использование этого метода позволяет выявить большой спектр факторов, «возмущающих» лекарственные сре-ды, устранить их из производства, оптимизировать технологи-ческий процесс.

Метод основан на сравнении контролируемого образца с эта-лонным. В приборе АГЛС-ЭДАС в отобранной пробе снимают спектр и с помощью соответствующих программ сравнивают со спект-ром эталона. Степень сходства оценивают по степени совмещения спектров и характеризуют коэффициентом степени сходства (доля спектра контрольного образца, вышедшего за пределы допусти-мых границ).

В соответствии с Приказом Минздрава России «О контроле ка-чества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках» от 16. 07. 1997 № 214 применяют два термина для оценки качества изготовленной продукции: «удовлетворяет» (годная продукция) и «не удовлетворяет» (брак) требованиям ГФ, приказов и инст-рукций Минздрава России.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера-ции «О сертификации продукции и услуг» от 10. 06. 1993 № 5151-1 (ред. от 31. 07. 1998, с изм. от 22. 11. 2001) региональные центры по контролю качества осуществляют в настоящее время сертифика-цию лекарственных препаратов, в целях:

Создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей на едином товарном рынке Рос-сии и на международных рынках;

Защиты потребителей от недобросовестности изготовителя;

Контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья;

Подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой государственная регламентация производ-ства и контроля качества лекарственных препаратов?

2. По каким направлениям осуществляется в России государственная регламентация?

3. Каким образом регламентирован состав лекарственного препарата? Что представляют собой стандартные и нестандартные прописи?

4. Что такое рецепт? Какова его структура?

5. Что представляет собой Государственная фармакопея, общие и частные фармакопейные статьи?

6. Как регламентируют условия изготовления (производства) лекар-ственных препаратов?

7. Каковы нормы непатогенных микроорганизмов в нестерильных ле-карственных препаратах? Какие микроорганизмы должны отсутствовать и почему?

8. Сравните регламентацию технологии изготовления аллопатических и гомеопатических препаратов.

В последние годы государственный контроль обращения фармацевтической продукции претерпел значительные изменения. На данный момент используются более усовершенствованные методики исследования лекарств. Специализированные контрольно-аналитические лаборатории помогают осуществлять надлежащий контроль качества лекарственных препаратов.

Регулятор закона уделяет этому большое внимание, ведь от этого зависит жизнь и здоровье миллионов граждан. Под качеством фармацевтической продукции понимается соответствие фармпрепарат физико-химическим, биологическим и иным характеристикам и стандартам, утвержденным законодателем. В большинстве случаев потребитель не может самостоятельно удостовериться в доброкачественности. Контроль качества лекарственных средств осуществляется в согласии с ГОСТ.

История правонарушений в сфере фарма

За последние 7-8 лет количество мероприятий по контролю качества лекарственных средств значительно возросло. В среднем рост проверок составил 35%. Около 15% всей фармацевтической продукции, которая участвует в обороте, проходит надзор со стороны представителей Росздравнадзора. Специализированные методики и анализы с использованием усовершенствованного оборудования позволяют на должном уровне проводить изучение фармпродукции в жидком и таблетированном состоянии.

В ходе осуществления государственного контроля качества лекарственных средств выявляются практически одни и те же нарушения. В основном связаны они с нарушениями условий хранений и не соответствием требованиям ГОСТ. Все это представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан. По сути, многие фармацевтические препараты не оказывают требуемого фармацевтического эффекта.

Задачи Росздравнадзора в сфере контроля и качества лекарственных препаратов


По мнению высшего надзорного органа гарантией сохранения качества реализуемой продукции является соблюдение фармацевтического порядка, грамотная организация внутриаптечного контроля и соблюдение правил и сроков хранения фармпродукции. Аптечные и медицинские учреждения должны обеспечить препаратам надлежащую защиту от света, воздействия влаги, повышенной температуры и используемых дезинфицирующих средств.

Проверки в сфере государственной системы контроля качества ЛС

В текущем году произошло значительное увеличение проверок. Связано это с активизацией фармацевтического сегмента, ликвидацией одних аптечных учреждений и появлением других. Несмотря на то, что проверок стало проводиться больше, осуществлять должным образом государственный контроль в сфере обращения лекарственных средств не представляется возможным. Проблема заключается в скромном кадровом ресурсе, ведь на всю страну приходится порядка чуть более 1000 сотрудников надзорного подразделения.

  1. Лицензионный. Представляют собой проверку деятельности компании на предмет наличия разрешительной документации.
  2. Федеральный государственный надзор. Заключается в проверке документации и фармацевтической продукции.
  3. Выборочный контроль качества. Данные мероприятия производятся в соответствии с 61 ФЗ и действующими нормативно-правыми актами. В ходе проведения посерийного выборочного контроля было выявлено более 7,5 млн несоответствующих качеству упаковок фармпродукции.

Если в ходе проверочных мероприятий фиксируются проблемы с качеством в двух сериях подряд, то в обязательном порядке производится государственный контроль, фармпродукция проверяется в лаборатории. Все это позволяет исключить ввод в обращение некачественного фармпрепарата.

Какие подразделения осуществляют контроль качества ЛП?

  • Департамент государственного контроля качества эффективности и безопасности фармпродукции.
  • Комитет по новой медицинской технике, научные центры экспертизы госнадзора.
  • Центры сертификации фармпродукции.
  • Централизованные лаборатории, осуществляющие контроль качества лекарственных препаратов в аптеке.

Среди дополнительных подразделений можно выделить профильные учреждения, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью в сфере фармации, разработки стандартов. Среди всех основных органов можно также выделить фармакологические и фармакопейные государственные комитеты. Ведущая роль надзорных органов – это утверждение соответствующих стандартов и контроль за их соблюдением.

Нормативно-правовое регулирование контроля качества ЛС

  • ФЗ № 61 «Об обращении фармпродукции».
  • Законодательное положение «О защите прав потребителей».
  • Закон о правилах проведения сертификации.
  • Приказ надзорного органа о контроле качества лекарственных средств.
  • Законодательное положение о лицензировании производства фармацевтической продукции.

Органы и подразделения в сфере надзора должны руководствоваться вышеперечисленными законами и постановлениями. Все лекарственные препараты должны соответствовать утвержденным стандартам. К ним относится фармакопейный стандарт, в который входит соблюдение требований апробации и оценка качества фармацевтической продукции. В последнее время в соответствующий приказ о контроле качества лекарственных средств вносятся корректировки, так как появляется все больше новых препаратов на основе синтетических компонентов.

В 2017 году высший надзорный орган получил право осуществлять контрольную закупку. Сделано это было с целью надлежащего мониторинга лекарственных средств со стороны Росздравнадзора.

Должностные лица имеют следующие полномочия:

  • Получать ответы на отправленные мотивированные письменные запросы.
  • Беспрепятственно проверять здания и сооружения.
  • Осуществлять отбор образцов фармпродукции.
  • Направлять в уполномоченные органы необходимую документацию, связанную с нарушениями обязательных требований.

Среди новых полномочий можно выделить возможность проведения контрольной закупки. В этом случае надзорным инстанциям не нужно предупреждать представителей фармацевтических компаний и аптечных учреждений о проведении проверки. В настоящее время законодательная база, затрагивающая порядок проведения контрольных закупок, еще прорабатывается.

В арсенале государственного надзорного сектора имеются различные средства проверки фармацевтической продукции. В основном они направлены на проверку качества и соответствие требованиям маркировки. Усиление надзора со стороны государственного органа в первую очередь направлено на реализацию прав граждан и включает в себя предоставление эффективного и безопасного терапевтического лечения с использованием ЛП.

Итак, в нашей стране существует огромная система, которые занимается надзором в сфере безопасности лекарственных препаратов, от фармакопейного государственного комитета до центральных зональных лабораторий. Совершенствование стандартизации ЛС и осуществление надлежащего надзора – это залог ввода в оборот качественной и безопасной фармацевтической продукции.

Контрольно-разрешительная система (КРС) – это комплекс мероприятий по обеспечению качества ЛС, ИМН, медицинской техники, БАД и других товаров.

Задачи:

-защита потребителей от негативных последствий применения ЛС;

-улучшение качества ЛС;

-расширение ЛС и быстрая смена ассортимента;

Виды госконтроля качества ЛС (пр. МЗ РФ № 137 от 2003г.)

Предварительный: - подлежат ЛС, произведённые в РФ, впервые произведённые ЛС, ЛС производимые по измененной технологии;

- выборочный: - подлежат ЛС отечественного и зарубежного производства, находящиеся в сфере обращения в РФ;

- повторный выборочный: - в случае возникновения споров об их качестве;

- контроль качества веществ различного происхождения, предназначенных для производства ЛС;

- периодный контроль производства ЛС, находящихся на территории РФ.

Сертификация ЛС, виды сертификатов.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным в процессе стандартизации нормам, правилам, характеристикам.

Документы:

- № 36 от 2002г. “Правила проведения сертификации”;

Постановление правительства РФ № 1013 от 97 г. «Об утверждении перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

2 вида сертификации по ЛС:

Сертификат соответствия на производство – документ, удостоверяющий на основании заключения специальной комиссии, что система производства ЛС соответствует установленным требованиям. Выдаётся органами по сертификации: регистрационная палата, ГНИИСКЛС. Срок годности – до окончания срока годности на ЛС.

Сертификат соответствия ЛС – документ, удостоверяет безопасность и соответствие качества ЛС требованиям НД. Выдаётся органами по сертификации аккредитованные федеральной службой по технологическому регулированию. Срок годности – пока выпускается товар. Здесь же получается регистрационное удостоверение.

Отбор проб для сертификационного анализа производится со складов изготовителя. Отбор проб производится в соответствии с требованиями фармакологии XI изд. и в соответствии с приказом № 383 от 2002 г.

Для получения сертификата соответствия подают:

-регистрационное удостоверение;

-лицензию на право реализации ЛС;

-акт отбора средней пробы;

Протокол анализа контрольных служб завода-изготовителя для отечественных ЛС, или сертификат фирмы-производителя с точным переводом для зарубежных ЛС;

- протокол анализа КАЛ.

Сертификат соответствия имеет водяные знаки, w, штрих-код.

Сертификация изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов.

Документы:

1) пр. № 217 от 1998г. МЗ РФ “О гигиенической оценки производства поставки и реализации товаров”

Пр. № 274 от 1999г. “О порядке регистрации изделий мед. назначения и мед. техники”.

На каждое наименование утверждено регистрационное удостоверение сроком годности 5 лет, на металлический и пластмассовый инвентарь 10 лет.

Сертификат соответствия. Эти документы выдаются федеральной службой по технологическому регулированию и метрологии.

На гигиенические изделия также выдаётся гигиенический сертификат - это документ, дающий разрешение на производство, ввоз и реализацию продукции. Выдаётся органом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека (Рос. потреб. надзор).

Сертификат соответствия должны получить: перевязочный материал, одноразовые шприцы, резиновые изделия.

Сертификация иммунобиологических препаратов. (ИБП ).

В соответствии с ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний” все отечественные и зарубежные иммунобиологические препараты подлежат сертификации:

-сертификат фирмы-изготовителя на конкретную серию. Выдаётся регистрационной палатой и ГНИИ им. Тарасевича;

-сертификационное удостоверение;

-сертификат соответствия на конкретную серию препарата. Выдаётся ГНИИ им. Тарасевича.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Порядка осуществления
государственного контроля качества лекарственных
средств


Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 30 октября 2006 года N 734
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

О разъяснениях настоящего приказа см. письмо Департамента государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники от 4 марта 2004 года N 295-22/37

____________________________________________________________________

В целях усиления государственного контроля и в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст.3006; 2000, N 2, ст.126; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167)

приказываю:

1. Утвердить Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации (приложение).

2. Признать утратившим силу приказ Минздравмедпрома России от 25 марта 1994 года N 53 (зарегистрирован Минюстом России 20.05.94, регистрационный N 571).

Министр
Ю.Шевченко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 апреля 2003 года,
регистрационный N 4399

Приложение. Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 4 апреля 2003 года N 137

I. Общие положения

Настоящий документ определяет порядок проведения государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации (за исключением радиофармацевтических, иммунобиологических лекарственных средств, препаратов крови и кровезаменителей) и является обязательным для всех субъектов обращения лекарственных средств.

Государственный контроль качества лекарственных средств осуществляется в виде:

- предварительного контроля качества лекарственных средств;

- выборочного контроля качества лекарственных средств;

- повторного выборочного контроля качества лекарственных средств;

- контроля качества веществ растительного, животного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства лекарственных средств (далее - субстанции);

- проведение периодических проверок предприятий - производителей лекарственных средств, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, с целью инспектирования качества выпускаемых ими лекарственных средств.

II. Предварительный контроль качества лекарственных средств

2.1. Предварительному контролю качества подлежат лекарственные средства, произведенные предприятиями - производителями лекарственных средств (далее - предприятие-производитель) на территории Российской Федерации;

- впервые производимые предприятием-производителем;

- впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

- выпускаемые по измененной технологии;

- выпускаемые после перерыва производства данного лекарственного средства от трех лет и более;

- в связи с ухудшением их качества.

2.2. Процедура предварительного контроля качества лекарственных средств включает следующие этапы:

- направление предприятием-производителем в Минздрав России заявки с комплектом необходимых документов;

- анализ документов и выдача Минздравом России разрешения на проведение предварительного контроля качества лекарственных средств;

- отбор образцов лекарственных средств для целей предварительного контроля качества лекарственных средств;

- направление на экспертизу качества лекарственных средств образцов лекарственных средств (глава VI настоящего Порядка);



- принятие Минздравом России решения по результатам проведенной экспертизы качества лекарственных средств.

2.3. Для получения решения о направлении на предварительный контроль качества лекарственных средств предприятие-производитель направляет в Минздрав России:

- заявку;

- заверенную в установленном порядке копию регистрационного удостоверения на лекарственное средство;

- заверенные в установленном порядке копии титульных листов государственного стандарта качества и согласованного в установленном порядке технологического регламента производства лекарственного средства;

- копию аттестата контрольных лабораторий отдела контроля качества (далее - ОКК) предприятия-производителя на техническую компетентность в области контроля качества производимых лекарственных средств, выданного в установленном порядке Минздравом России.

2.4. Решение о направлении на проведение предварительного контроля выдается Минздравом России в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявки и документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка.

2.5. Предприятия-производители, впервые начинающие серийный выпуск лекарственного средства, должны направить на предварительный контроль качества лекарственных средств образцы первых трех промышленных серий этого лекарственного средства по мере их наработки.

При проведении по решению Минздрава России предварительного контроля качества лекарственного средства в связи с ухудшением его качества контролю подлежат пять очередных серий лекарственного средства.

2.6. Предприятия-производители, осуществляющие упаковку или расфасовку лекарственных средств, произведенных другими предприятиями-производителями (отечественными или зарубежными), должны направить на предварительный контроль качества лекарственных средств образцы трех промышленных серий упакованного или расфасованного лекарственного средства.

2.7. При изменении наименования лекарственного средства предприятие-производитель направляет на предварительный контроль качества лекарственных средств одну серию переименованного лекарственного средства.

2.8. Экспертиза качества лекарственного средства проводится в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления образцов лекарственного средства и комплекта документов, если в государственном стандарте качества не предусмотрены методы контроля качества, требующие более длительных сроков выполнения экспертизы качества этого лекарственного средства.

2.9. По окончании экспертизы качества лекарственного средства результаты с протоколом анализа направляются в Минздрав России и предприятию-производителю.

2.10. Лекарственное средство снимается с предварительного контроля качества лекарственных средств и переводится на выборочный контроль качества лекарственных средств по решению Минздрава России, если качество всех представленных образцов лекарственного средства соответствует требованиям государственного стандарта качества данного лекарственного средства.

На основании решения Минздрава России о снятии лекарственного средства с предварительного контроля качества лекарственных средств, а также по результатам экспертизы эффективности и безопасности лекарственного средства предприятию-производителю Минздравом России оформляется решение о выпуске лекарственного средства в сферу обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации по результатам государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств. Данное решение является основанием для выдачи предприятию-производителю заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации о соответствии организации производства лекарственного средства предприятием-производителем требованиям Федерального закона "О лекарственных средствах" .

2.11. При наличии замечаний к качеству лекарственного средства по результатам проведения экспертизы качества этого лекарственного средства оно не подлежит снятию с предварительного контроля. Количество серий лекарственного средства, направляемого предприятием-производителем на повторный предварительный контроль, определяет Минздрав России на основании результатов экспертизы качества лекарственного средства.

III. Выборочный контроль качества лекарственных средств

3.1. Выборочному контролю качества лекарственных средств подлежат лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, находящиеся в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации.

Номенклатура и периодичность отбора образцов лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств регламентируются планом выборочного контроля, который утверждается в установленном порядке и доводится до сведения предприятий - производителей лекарственных средств в виде планов-заданий.

В течение календарного года план-задание может корректироваться с учетом изменения номенклатуры лекарственных средств, находящихся в сфере обращения в Российской Федерации, или выявленного несоответствия их качества требованиям государственных стандартов качества лекарственных средств.

3.2. Процедура выборочного контроля качества лекарственных средств включает следующие этапы:

- принятие Минздравом России решения о проведении выборочного контроля качества лекарственных средств в соответствии с утвержденным планом выборочного контроля качества лекарственных средств;

- отбор образцов лекарственных средств для целей выборочного контроля качества лекарственных средств;



- проведение экспертизы качества представленных образцов лекарственных средств;

- принятие Минздравом России решения по результатам проведенной экспертизы качества лекарственного средства.

3.3. Экспертиза качества лекарственного средства проводится в срок, не превышающий 40 рабочих дней со дня получения образцов лекарственного средства и комплекта документов, если в государственном стандарте качества лекарственного средства не предусмотрены методы контроля качества, требующие более длительных сроков их выполнения.

3.4. Результаты экспертизы качества лекарственного средства в рамках выборочного контроля качества лекарственных средств направляются в Минздрав России и предприятию-производителю.

3.5. При выявлении несоответствия качества лекарственного средства предприятия-производителя требованиям государственного стандарта качества Минздрав России направляет информацию об изъятии партии некачественного лекарственного средства в территориальные органы контроля качества лекарственных средств.

После получения информации от Минздрава России о выявленной партии некачественного лекарственного средства территориальный орган контроля качества, на территории которого обнаружена партия некачественного лекарственного средства, обязан принять меры к выявлению и изъятию из обращения некачественного лекарственного средства на подведомственной территории субъекта Российской Федерации. Изъятие и уничтожение некачественного лекарственного средства осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о выявленном количестве некачественного лекарственного средства и принятых мерах по его изъятию и уничтожению направляется в Минздрав России.

3.6. Территориальные органы контроля качества, на территории которых находятся в обращении другие партии некачественной серии лекарственного средства, обязаны принять меры для проведения проверки качества данного лекарственного средства. Информация о результатах такой проверки направляется в Минздрав России.

3.7. Выборочный контроль качества сертифицированных лекарственных средств, находящихся в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации, при поступлении их по месту назначения осуществляется территориальными органами контроля качества в рамках инспекционного контроля качества лекарственных средств.

3.8. В ходе инспекционной проверки качества сертифицированных лекарственных средств в сфере обращения на территории соответствующих субъектов Российской Федерации проводится выборочный контроль качества по показателям "описание", "упаковка", "маркировка", проверяется происхождение, соответствие лекарственного средства сопроводительной документации и государственному стандарту качества, принадлежность к данной партии лекарственных средств.

3.9. Образцы сертифицированных лекарственных средств для целей выборочного контроля отбираются специалистами Минздрава России, уполномоченного Минздравом России экспертного органа или территориального органа контроля качества.

3.10. При возникновении сомнений в достоверности данных, полученных в результате проверки сопроводительной документации и контроля качества лекарственного средства по показателям "описание", "упаковка", "маркировка" могут проводиться дополнительные испытания. Выбор объема проводимых испытаний для выборочной проверки показателей качества лекарственных средств, позволяющих полно и достоверно подтвердить соответствие лекарственных средств требованиям, установленным государственными стандартами качества, в каждом конкретном случае определяется территориальным органом контроля качества лекарственных средств.

3.11. Территориальный орган контроля качества лекарственных средств представляет в Минздрав России информацию о случаях выявления несоответствия качества лекарственных средств требованиям государственных стандартов качества, незаконных копий или подделок зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, а также направляет ежемесячный отчет о результатах проведения проверок качества сертифицированных лекарственных средств.

IV. Повторный выборочный контроль качества лекарственных средств

4.1. Повторному выборочному контролю качества лекарственных средств подлежат лекарственные средства в случае возникновения споров об их качестве между субъектами обращения лекарственных средств.

4.2. Повторный выборочный контроль качества лекарственных средств проводится по решению Минздрава России.

4.3. Процедура повторного выборочного контроля качества лекарственных средств включает следующие этапы:

- направление предприятием-производителем в Минздрав России заявки на повторный выборочный контроль качества лекарственного средства и необходимых документов с обоснованием необходимости его проведения;

- рассмотрение Минздравом России представленных документов и принятие решения о проведении повторного выборочного контроля качества лекарственных средств;

- отбор образцов лекарственных средств для целей повторного выборочного контроля качества лекарственных средств;

- направление на экспертизу качества лекарственных средств образцов лекарственных средств в соответствии с главой VI настоящего Порядка;

- проведение экспертизы качества представленных образцов лекарственных средств;

- принятие Минздравом России решения по представленным результатам экспертизы качества лекарственного средства.

4.4. На повторный выборочный контроль качества лекарственных средств лекарственные средства могут направляться участником обращения лекарственных средств, выявившим несоответствие лекарственных средств требованиям государственных стандартов качества, и предприятием-производителем, которое направляет на повторный выборочный контроль архивные образцы данного лекарственного средства.

4.5. Решение о проведении повторного выборочного контроля качества лекарственного средства принимается Минздравом России в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявки и документов, предусмотренных пунктом 4.3 настоящего Порядка.

4.6. Экспертиза качества лекарственного средства для целей повторного выборочного контроля качества лекарственных средств проводится в срок не более 20 рабочих дней со дня получения образцов лекарственного средства и комплекта документов, если в государственном стандарте качества не предусмотрены методы контроля, требующие более длительных сроков их выполнения.

4.7. Результаты экспертизы качества лекарственного средства с протоколом анализа направляются в Минздрав России и субъектам обращения лекарственных средств, представившим образцы лекарственного средства на повторный выборочный контроль качества лекарственных средств.

V. Контроль качества веществ растительного, животного, микробного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства лекарственных средств

5.1. Государственный контроль качества веществ растительного, животного, микробного или синтетического происхождения, обладающих фармакологической активностью и предназначенных для производства лекарственных средств (далее - субстанции), проводится на этапе их регистрации, а также в рамках предварительного и выборочного контроля их качества как лекарственных средств на основании решения Минздрава России в соответствии с главами II и III настоящего Порядка.

5.2. Экспертизе качества подлежат все субстанции на этапе их регистрации, а также субстанции, ввозимые на территорию Российской Федерации и предназначенные для изготовления лекарственных средств.

5.3. Экспертиза качества субстанций проводится в срок не более 30 рабочих дней со дня получения образцов субстанции и стандартных образцов веществ, необходимых для проведения экспертизы качества, если в государственном стандарте качества не предусмотрены методы контроля, требующие более длительных сроков их выполнения.

VI. Порядок отбора, направления и хранения образцов лекарственных средств для осуществления государственного контроля качества лекарственных средств

6.1. Порядок отбора образцов лекарственных средств

6.1.1. Образцы лекарственных средств для проведения предварительного, выборочного и повторного выборочного контроля качества лекарственных средств отбираются специалистами Минздрава России и (или) учреждений, входящих в государственную систему контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, на основании решения Минздрава России.

Отбор образцов отечественных лекарственных средств для предварительного и выборочного контроля качества лекарственных средств осуществляется с участием представителей отдела контроля качества повторного выборочного контроля качества лекарственных средств - из архивных образцов лекарственных средств ОКК предприятия-производителя. Отбор образцов лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств может проводиться также при проверках предприятия-производителя с целью инспектирования качества лекарственных средств.

Отбор образцов зарубежных лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств проводится со складов на территории Российской Федерации, указанных зарубежным предприятием-производителем.

6.1.2. Минздрав России может передавать полномочия по отбору образцов лекарственных средств территориальным органам контроля качества лекарственных средств.

6.1.3. Субъект обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации, выявивший несоответствие лекарственных средств требованиям государственного стандарта качества, представляет на повторный выборочный контроль качества лекарственных средств образцы несоответствующего лекарственного средства в количестве, достаточном для проведения анализа по исследуемому показателю качества и показателю "подлинность".

6.2. Порядок направления образцов лекарственных средств на государственный контроль качества лекарственных средств

6.2.1. Образцы лекарственных средств направляются на государственный контроль качества лекарственных средств в упаковке, предусмотренной государственным стандартом качества; образцы субстанций - в таре из стекла. Маркировка образцов лекарственных средств должна соответствовать требованиям государственных стандартов качества.

6.2.2. На предварительный и выборочный контроль качества лекарственных средств и контроль качества субстанции на этапе регистрации образцы лекарственных средств направляются в количестве, достаточном для проведения трех анализов в соответствии с требованиями государственного стандарта качества лекарственного средства (с учетом испытания на микробиологическую чистоту).

Образцы лекарственных средств для инъекций и глазных капель направляются с учетом испытаний показателя "механические включения", а образцы лекарственного растительного сырья - с учетом результатов радиационного контроля.

6.2.3. Образцы лекарственных средств, направляемых на предварительный или выборочный контроль качества лекарственных средств, а также образцы субстанций должны сопровождаться стандартными образцами субстанций и веществ, необходимых для проведения контроля в соответствии с государственными стандартами качества.

6.2.4. Образцы лекарственных средств на предварительный контроль качества лекарственных средств направляются вместе с образцом субстанции, из которой они изготовлены. Образцы субстанции направляются в количестве, достаточном для проведения двух анализов в соответствии с утвержденным государственным стандартом качества.

На выборочный контроль качества лекарственных средств образцы отечественных лекарственных средств направляются с архивным образцом субстанции в количестве, достаточном для проведения двух анализов в соответствии с утвержденным государственным стандартом качества.

6.2.5. На повторный выборочный контроль качества лекарственных средств предприятие-производитель направляет образцы лекарственных средств в ненарушенной упаковке. Количество упаковок, составляющих образец, рассчитывается по формуле: 0,4, где n - количество упаковок в одной серии, но не более 30 упаковок.

Количество образцов лекарственных средств, направляемых на повторный выборочный контроль качества лекарственного средства по показателям "Механические включения" и "Радиационный контроль", определяется соответствующими государственными стандартами качества.

6.3. Сопроводительные документы

6.3.1. Образцы лекарственных средств направляются на государственный контроль качества лекарственных средств с сопроводительным письмом, в котором указывается вид контроля качества лекарственных средств, с сертификатом качества лекарственного средства предприятия-производителя и актом отбора образцов лекарственных средств.

Образцы лекарственных средств, направляемые на выборочный или повторный выборочный контроль качества лекарственных средств, должны сопровождаться заверенной копией сертификата соответствия лекарственного средства с протоколом анализа.

Образцы субстанций для проведения экспертизы качества с целью регистрации лекарственного средства направляются с сопроводительным письмом, в котором указывается вид контроля качества лекарственных средств, и сертификатом качества лекарственного средства предприятия-производителя.

6.3.2. Образцы лекарственных средств для инъекций и глазных капель, направляемые на предварительный контроль качества лекарственных средств, кроме документов, перечисленных в п.2.3.1 настоящего Порядка, должны сопровождаться результатами проверки качества указанных лекарственных средств по показателю "Механические включения". Результаты такой проверки представляют территориальные органы контроля качества лекарственных средств.

6.3.3. Образцы субстанций, из которых произведены лекарственные средства, представляемые на предварительный и выборочный контроль качества лекарственных средств (для отечественных предприятий-производителей), должны сопровождаться сертификатом качества, выданным по результатам контроля качества субстанции при ее поступлении в производство на предприятии-производителе по всем показателям нормативного документа, оригиналом или заверенной копией сертификата качества лекарственного средства предприятия-производителя; для зарубежных субстанций дополнительно должны быть указаны даты изготовления и окончания срока годности субстанции.

6.3.4. Стандартные образцы субстанции, представляемые в соответствии с п.2.2.3 настоящего Порядка, должны сопровождаться оригиналом или заверенной копией сертификата качества лекарственного средства предприятия-производителя.

6.4. Хранение образцов лекарственных средств

Образцы лекарственных средств, оставшиеся после проведения государственного контроля качества лекарственных средств, хранятся не менее 6 месяцев, после чего образцы лекарственных средств, не удовлетворяющие требованиям государственного стандарта качества, подлежат уничтожению в установленном порядке. Образцы лекарственных средств, удовлетворяющие требованиям государственных стандартов качества, возвращаются предприятиям-производителям по их письменной просьбе либо используются в научно-исследовательских целях или безвозмездно передаются в учреждения здравоохранения по их письменным заявкам.

Приложение 1. Решение о выпуске лекарственных средств

Приложение 1
к Порядку осуществления
государственного контроля
качества лекарственных средств
на территории Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
руководитель Департамента
государственного контроля
лекарственных средств,
изделий медицинского
назначения и медицинской техники
Минздрава России
________________ (Ф.И.О.)
"__" _____ 200__ г.

РЕШЕНИЕ
о выпуске лекарственных средств

______________________________________
наименование предприятия

Адрес юридический: ________________________ тел.___ факс ____ e-mail ___________

Адрес производства: ________________________________________________________

Контактное лицо: __________________________________________________________

Наиме-
нование лекарст-
венного средства

Лекарст-
венная форма

Дози-
ровка

Первич-
ная упа-
ковка

Коли-
чество в первич-
ной упаковке

Потреби-
тельская упаковка

Регист-
рацион-
ный номер

Государст-
венный стандарт качества (норматив
ный документ)


Руководитель предприятия__________________ подпись______________печать

Министерство здравоохранения Российской Федерации подтверждает, что указанные лекарственные средства прошли процедуру государственного контроля качества, эффективности, безопасности и могут быть разрешены (наименование предприятия) к выпуску в сферу обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента

Приложение 2. Акт отбора образцов лекарственных средств

Приложение 2

к Порядку осуществления
государственного контроля
качества лекарственных средств
на территории Российской Федерации

от "__" __________ ____ г.

Комиссия в составе:

(фамилия, имя, отчество, должность)

произвела изъятие образцов лекарственных средств со склада

(полное наименование)

Наименование препарата

Общее количество партии лекарственного средства

Количество отобранных образцов лекарственного средства

Примечание

Специалист (должность) Минздрава России (экспертного органа, территориального органа контроля качества лекарственных средств)

(подпись)

Представитель ОКК предприятия-производителя

(подпись)

Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 29, 21.07.2003