Метод ассоциаций. Метод ассоциации – один из способов реализации инновационных подходов в обучении младших школьников Метод ассоциаций и аналогий примеры

Каждый хоть раз в жизни задавал себе вопрос о том, как можно быстро и легко запоминать информацию? При этом так, чтобы она оставалась в нашей памяти раз и навсегда. Что для этого нужно знать?

Для того чтобы разобраться в этом, а также научиться запоминать больше слов, текстов, картинок и даже чисел, прежде всего, предлагаем обратить внимание на принципы, зная которые запоминать любую информацию будет гораздо легче.

5 принципов эффективного запоминания

  1. Понятность. Необходимо понимать, что любая информация легче воспринимается тогда, когда знакома и понятна нам. Если читая книгу, в тексте будут незнакомые термины, то будет лучше для начала разобрать их, а затем приступать к запоминанию.
  2. Структура. Когда информация упорядочена. В пример можно привести книги, словари, каталоги, в которых информация разбита на определенные последовательности, категории и блоки.
  3. Визуализация. Любая информация, которую можно представить в виде ярких визуальных образов, запоминается легче, поскольку зрительная память работает лучше, чем остальные виды памяти.
  4. Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость. Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.
  5. Внимание. Если на что-то не обращать внимания, то запомнить это не получится. Хороший пример тому — ваш интерес. Все, что будет с ними связано, запомнится легко. Внимание направлено на интересную тему автоматически. Где интереса нет, будет противоположный эффект.

Как происходит преобразование информации в визуальные образы?

Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.

Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.

Группа I. Общие приемы ассоциаций

  1. Словообразовательные — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
  2. Парадигматические — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
  3. Синтагматический — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
  4. Тематические — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
  5. Цитатные — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
  6. Грамматические — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).

Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике

  1. Визуальные — это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
  2. Фонетические. Этот прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
    • на уровне рифмы (торт, порт, сорт);
    • по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
  3. Контекстные — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
  4. Личные — это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
  5. Символьные — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).

Важно! Чтобы не допустить ошибки в использовании ассоциаций, необходимо придерживаться определенных правил.

Правила преобразования в образы по методу ассоциаций

  1. Не подбирать к слову гирлянду синонимов. Например: грусть — печаль — тоска. На первый взгляд, эти слова вроде близкие и ассоциативные, но они не являются четкими и яркими визуальными образами;
  2. Не перебирать множество вариантов. С точки зрения эффективного запоминания, необходимо запоминать быстрее, а для этого лучше использовать первую свободную ассоциацию, которая появляется в воображении.
  3. Создавать образы:
    • Яркие — чем насыщеннее, ярче, тем лучше.
    • Крупные — независимо от того, что конкретно вы представляете. Даже если это мелкий предмет, то в воображении он должен быть крупным.
    • Цветные — лучше представлять образы такими, какие они есть в реальной жизни, то есть естественными по цвету.
    • Объемные — то есть не плоские, а как 3D-картинки.
    • Детальные — можно представлять не совсем подробными, достаточно видеть предмет в очертаниях.

Следует отметить, что большинство людей при обучении методу ассоциаций испытывают сложности в подборе ярких визуальных образов к слову, поэтому мы поделимся маленькими секретами, которые помогут сделать это намного быстрее и легче.

Как можно быстро подобрать ассоциацию к слову

На самом деле, ответ лежит на поверхности. Век высоких технологий открывает для нас большие возможности. Так, для подбора визуальных образов к словам можно использовать любую поисковую систему в интернете . Например:

Вариант 1

Заходите в поиск по картинкам, вводите нужное слово и выбираете среди появившихся картинок близкую к нему;

Вариант 2

Вбиваете в строке поиска необходимое слово, в это время Яндекс начинает поиск по созвучным словам и, тем самым, выдает подсказку разных слов похожих и созвучных;

Вариант 3

Находите любые сайты для подбора ассоциативных слов и подбираете нужное.

Видео: память и ассоциации

Практика

Попробуйте выполнить задание! Выберите понравившийся ассоциативный способ и преобразуйте в образы следующие 10 слов:

Надежда — Жанна — Смех — Радость — Стремление — Благодарность — Звук — Речь — Максим — Глубина

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Метод свободных ассоциаций, также известный под названием «ассоциативный эксперимент», представляет собой психоаналитическую процедуру исследования бессознательного. По мере проведения эксперимента испытуемый спокойно озвучивает все, что приходит ему в голову, не обращая внимания на абсурдность и непристойность мыслей. Данный метод широко применяется в , психиатрии, психоанализе, социологии и ряде других направлений.

Немного об истории метода

Впервые провести ассоциативный эксперимент попытался английский психолог Фрэнсис Гальтон в 1879 году. Тогда он подобрал 75 слов и написал их на отдельных карточках. После этого он брал какую-то одну карточку и смотрел на нее. Возникавшие мысли при просмотре каждого слова он записывал. От последующей публикации результатов он отказался, но заключил, что ассоциации отражают сущность мыслей человека очень отчетливо и точно.

Позже метод стал активно использоваться в первую очередь в психологии, в частности в психоанализе, автором которого был известный психиатр Зигмунд Фрейд. Ученый применял метод на протяжении многих лет, и именно благодаря ему он получил такое распространение и приобрел популярность.


– австрийский психиатр, психолог, психоаналитик и невролог. Основатель психоанализа, оказавшего серьезное влияние на психологию, антропологию, социологию, медицину и даже литературу и искусство 20 столетия. Разработчик трехкомпонентной структурной модели психики. Идеи Фрейда были революционными для его времени и вызывали резонанс в научных кругах, а интерес к ним не исчерпал себя даже в наши дни.

Краткое описание метода

Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.

Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.

В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.

Интерпретация информации

По мнению Фрейда, психика каждого человека делится на сознательное и бессознательное. Если работать с сознательной составляющей, почти все, что можно получить, – это логичные ответы на логичные вопросы. Сознание просто не дает глубинным проблемам выйти наружу, да и сам человек зачастую о таких своих проблемах просто ничего не подозревает.

Ассоциативный эксперимент же снимает все ограничения с сознания, т.к. при его проведении человек не думает, не осмысливает и не отфильтровывает озвучиваемую информацию. И благодаря этому специалист получает доступ к скрытым подсознательным проблемам человека – тому, о чем бы он никогда не сказал, даже если бы знал.

В итоге психоаналитик может проанализировать и истолковать проблемы клиента и подобрать какой-то способ их разрешения. Но это лишь одна положительная сторона метода свободных ассоциаций. Если у вас есть интерес, советуем обратиться к тематической литературе.

Заключение

Фрейдовский психоанализ заслужил невероятную популярность. Ему посвящены отдельные учебники по психологии и психоаналитике. А идея свободных ассоциаций стала применяться во множестве не связанных с психологией сфер. К примеру, современные маркетологи и рекламщики, когда изучают новые идеи и продукты, всегда задают вопрос об ассоциации, которая возникает у потенциального покупателя. Это позволяет изучить возможное будущее отношение к ним, понять, не вызывают ли они негативных ощущений. В креативной технике фрирайтинга, которую можно использовать и с целью , запись всех своих мыслей и ассоциаций на них помогает лучше разобраться в каком-то вопросе или получить свежий взгляд на ситуацию.

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов. К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футбольный» - «мяч». А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» - «земля», «земля» - «вода», «вода» - «пить», «пить» - «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй - из 10 2 , третий - из 10 3 , четвертый-из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат - расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству , по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту , то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Метод фокальных объектов

Еслина совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упраж­нения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

  1. Выбор фокального объекта (например, часы).
  2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
  3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).
  4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягиваетсявширокий, проецируется куда-то… и т. д.).
  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает креативную методику, которую он назвал «Гирлянда ассоциаций». Ее цель — облегчить поиски решения при дефиците информации. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы. В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Этапы метода «гирлянд ассоциаций»

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к изначальному объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов изначального объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов изначального объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Примеры использования ассоциаций и метафор в рекламе

Дикий, дикий Raid. Идея Станислава Строганова и Александра Ильиных

Больше креативных методик

Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма - выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение. Основные положения метода: коллективный поиск идей, разделение […]

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление. Что такое ассоциации? Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при […]

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей. Авторами методики являются - Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). Этот метод предполагает продуманный отбор участников, тщательную подготовку и определенный алгоритм действий. Кого приглашают на конференцию идей? На конференцию идей по методу Гильде приглашают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с обсуждаемой проблемой, а также свободных от стереотипов новичков, способных взглянуть на состояние дел со стороны.  Каждый участник должен знать, что […]

Метод контрольных вопросов - это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым, всем, кому нужно найти нетривиальное решение. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. В равной степени многие техники используют списки вопросов. Последовательность действий при использовании метода […]

Разделы: Начальная школа

За последние годы изменилось отношение педагогов школы к применению современных образовательных технологий: от сомнения до внедрения. В чем же основное отличие традиционных методов преподавания от новых? Деятельность учителя носит объяснительно- иллюстративный характер, а сам учитель становится транслятором этих знаний. Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Хорошо это или плохо? Не то и не другое – репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения. Следовательно, основное отличие новых технологий – это идея диалога, где ученик рассматривается как субъект обучения. Именно деятельность ученика стоит на первом месте в обучении, а учитель направляет и корректирует его работу.

Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод.

Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у учащихся и педагогов. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность учителя: мимика, жесты, выразительность речи.

Ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Существуют определённые требования к образам:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

Цвету;23
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству

Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!

Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.

Применение ассоциативного метода реализуется через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение ассоциативная цепочка. На уроках литературного чтения используется тематическая ассоциативная цепочка. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или добавляют пробелы в тематической цепочке. Например, тема “Огород”. Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: земля, лопата, грядка, овощи, урожай. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике: урожай – осень – школа – праздник. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе используются задания восстановить пробелы в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например: первое слово “мелодия”, а последнее “одуванчик”. Дети восстанавливают цепочку: мелодия – вальс – легкость – ветер – полет – пушинки – одуванчик.

Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление.

Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например: дается слово “вычитание”, детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: минус – компоненты вычитания –уменьшаемое – вычитаемое –разность – результат вычитания. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки “состав числа”, “алгоритм решения задачи” и т.д.

Ассоциативные цепочки можно использовать и на уроках окружающего мира при изучении специальной терминологии, природных зон, при работе с картой, при изучении животного мира и т.д.

Кроме ассоциативной цепочки в работе начальной школы используется символизация. Ребятам предлагаются следующие задания и упражнения: выразить при помощи цвета настроение произведения, характер героя произведения, цвет своего настроения и т.д.

При помощи знаков и символов учащимся предлагается изобразить герб героя, герб числа, герб математического действия. При помощи символов и знаков, придуманных самими же детьми, учебный материал или отдельные элементы урока формируются в смысловые группы. Так, например, на уроках окружающего мира каждый ребенок придумывает свой символ живой и неживой природы. Таким образом, что по его элементам другие дети могут назвать составляющие живой и неживой природы. Так же говоря об ассоциативном восприятии, на различных этапах урока детям предлагается из музыкальных произведений выбрать то, которое у них ассоциируется с художественным произведением, с характером героя, с настроением.

Для более успешного запоминания словарных слов используется прием ассоциативного запоминания.

Орфограмма представлена в виде яркого образа, связанного с личным опытом ребенка. Так же используются короткие сказки или рассказы о слове с использованием ассоциативной пантомимики. Например: изучая словарное слово “помидор”, дети показывают пальцем круглую, или овальную форму помидора и это движение ассоциируется у них с буквой “о” в написании этого слова. Работая над словом “народ”, мы говорим, что на параде от радости люди кричат “Ура!”. Акцент делается на букву “а”. Это ассоциируется с написанием этой буквы в слове “народ”. Так же дети легко запоминают правильное написание словарных слов, когда опираются на личные ощущения, связанные с этим словом. Например: произнося слово “лимон”, у детей возникает ассоциация с чем – то кислым и их губы растягиваются. Волей неволей они произносят звук “и” в слове “лимон”.

В начальной школе используются наглядные опорные карты со словарными словами, где орфограмма является ярким образом и способствует лучшему запоминанию словарных слов. На первом этапе детям предлагаются готовые опорные карты, а затем они уже сами предлагают свои варианты таких карт. При чем ассоциации у каждого ребенка могут быть различные. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Например: в слове “погода” кто – то рисует безударную гласную “о” в виде солнышка, а кто – то в виде круглой тучки, из которой идет дождь. Так же ассоциативный метод работы помогает учащимся начальной школы создавать опорные карты со словарными словами в виде ребусов.

Причем, составляя ребус, дети должны не только зашифровать слово, но и придумать такой вариант, который бы помог одноклассникам лучше запомнить это словарное слово.

Результатами работы данного метода являются:

  1. Творческая активность детей;
  2. Раскрепощение личности каждого ребёнка;
  3. Создание ситуации успеха;
  4. Обогащение словарного запаса;
  5. Развитие логического мышления;
  6. Улучшение памяти учащихся;
  7. Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
  8. Усиление мотивации в обучении.