Презентация художественные образы комедии недоросль фонвизина. Д.Фонвизин «Недоросль. Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1 слайд

2 слайд

Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С.Пушкин

3 слайд

4 слайд

Родился в богатой дворянской семье. С 1755 по 1760 год учился в гимназии при Московском университете, а в 1761-1762 году - на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1762 году Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.

5 слайд

Дворянин по происхождению, Фонвизин десяти лет поступил в только что открывшуюся при Московском университете гимназию. В 1760 г. в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета - М.В. Ломоносовым. Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени - Державиным, Херасковым, Княжниным...

6 слайд

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII в. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени. Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний - это грозные признаки надвигающейся народной бури.

7 слайд

В результате общения с кружком молодых офицеров-вольнодумцев создал «Послание к слугам моим...» (1769 г.) - сатирическое произведение, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры. В это же время писатель проявляет интерес к драме, у него возникает замысел оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явился его «Бригадир» (1766-1769 гг.).

8 слайд

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками - авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.

9 слайд

Основные виды драматических произведений - трагедия, драма, комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей. Сатира (от лат. sature- смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, резкое осуждающий посредством осмеяния человеческие пороки или несовершенство человеческой жизни

10 слайд

В своем самом значительном произведении - комедии «Недоросль» (1781 г.)- Фонвизин указывает на корень всех бед России - крепостное право. Автор оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои - просвещенные дворяне - не просто осуждают крепостное право, но борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте. Жизнь в доме Простаковых представлена не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.

11 слайд

Автор создает многоплановые характеры, обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова. По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» - «... истинно общественная комедия». В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. В 1783 году он публикует ряд сатирических произведений. На них с раздражением отвечала сама императрица.

12 слайд

Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 году он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», но не закончил эту работу. Повесть является замечательным произведением русской прозы. Здесь в образе автора воссоздан характер человека и писателя - русского по складу ума, юмору, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Гнездилова О.Н. Меркулова Т.Н. учитель русского языка и литературы,

Где и когда состоялась премьера пьесы «Недоросль»?

Чем может быть интересна комедия «Недоросль» современному читателю? - Почему до сих пор входит в репертуар российских театров?

Устарели ли эти высказывания? Высказывания и афоризмы Стародума. Глупому сыну не в помощь богатство. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. В большом свете водятся премелкие души. Начинаются чины – перестаёт искренность. Невежда без души – зверь. Золотой болван – всё болван. Наличные деньги- не наличные достоинства. - Что вы можете сказать об этих высказываниях?

Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Что значит быть истинным гражданином? - Любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.

Недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка. В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль - лодырь, бездельник.

Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин? 1 группа. Особенности комедии как драматического произведения. 2 группа. О чём заботилась Простакова, (Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына? 3 группа. Митрофан на уроке. (Д.3, явл.7) - Чему учился Митрофан на уроке? 4 группа. Каков итог воспитания? (Д.5, явл. посл.) 5 группа. Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма.

О чём заботилась Простакова, воспитывая Митрофанушку?

Митрофан на уроке. НЕДОР_2

Антиподы Митрофана. (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."

Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....

Викторина-презентация по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

В презентации в виде викторины представлен материал, основанный на знании содержания комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", известных афоризмов Грибоедова. Викторина может проводиться...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Презентация к уроку
литературы.
900igr.net

(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода.
Предки по отцовской линии были
обрусевшими немцами, которые
честно служили России.
Фонвизин рос в большой, дружной
семье. Получив образование,
служил в Коллегии иностранных
дел, считал неограниченную
монархию пагубной, мечтал о
преобразованиях.

Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады.
П.А.Вяземский.
Первой комедией о русских
нравах стал «Бригадир».
На вопрос, почему в обществе
появляются люди, подобные
героям «Бригадира», Фонвизин
ответил в комедии «Недоросль»,
где главной стала проблема
воспитания.

ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и
произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком
уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство
несет ответственность за положение в стране, однако понимал,
что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой
высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что
детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших -
«недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не
дорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени - конфликт
между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой,
испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием
истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и
русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А.
Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского
театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на
сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку
комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный
Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял
сам И.А.Дмитревский, Правдина - К.И. Гамбуров, Цифиркина - А.М.Крутицкий,
Скотинина - С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при
ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу
свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно
театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене
студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Пьеса «Недоросль» является самым известным
произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой
XVIII века на русской сцене последующих веков. Это
первая в истории русской драматургии социальнополитическая комедия. Автор изобличает в ней пороки
современного ему общества. Героями комедии являются
типичные представители разных социальных слоев 18
столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабыкрепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные
персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать,
барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова,
управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с
дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и
собственный муж, которого не стесняясь она может
поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом
деле воспитанием и образованием его она не
обременена, а лишь старательно исполняет модные
условности общества и своего положения в нем: «То
бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма,
«Недоросль» прямолинеен по своей
проблематике - осуждению традиционного
дворянского воспитания и «злонравия»,
«дикости» провинциального дворянства;
персонажи чётко делятся на положительных и
отрицательных, им даны говорящие имена
(Простаковы, Скотинины, Митрофан -
«проявление матери» по-гречески, Стародум,
Милон, Правдин, Софья - «мудрость» погречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную
популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за
мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и
из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей
(положительные получились скорее резонёрами, передающими
авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро
вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот
злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой
стали нарицательными.
Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а,
следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет
(это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини
происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования.
Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она
наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она
вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей
собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни
было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в
жизни - личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления,
становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед
сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает
им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним
нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая
материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя
означает «подобный матери».
Действительно, он зеркало
Простаковой с ее грубостью,
невежеством, жестоким
отношением к окружающим его
людям.
Лентяй (испытывает отвращение к
труду и учению), капризен, приучен к
сытной и обильной еде, свободное
время проводит на голубятне. Не
умеет любить - не знает любви
даже к своим близким.
Несмотря на его невежество,
нельзя сказать, что он дурак ни в
умении подластиться к матери, ни
в роковой сцене похищения Софьи,
ни в сцене экзамена. Он умеет
схитрить и извернуться.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы
Стародума отразились в его афоризмах. Сродни
народным поговоркам, они запоминались легко (и
даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя
на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время
интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную
душу.
Невежда без души - зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины - перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во
всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде,
нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут
врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного
поведения.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Золотой болван - все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми
последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до
нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с
природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не
создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г.
Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения,
посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После
публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки
Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой
императрицей. В последнее десятилетие своего царствования
Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой
которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к
деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“,
получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению
Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин
обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод
Тацита, но разрешения не было дано»

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ
КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
в течение одних суток
единство действия
борьба трех претендентов за право стать
мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и
отрицательных
Положительные герои: Стародум,
Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя
(Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Назначение комедии: смехом казнить пороки
«Говорящие» фамилии персонажей
Скотинин, Простакова (а в девичестве
Скотинина), Митрофан, Вральман,
Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья
(греч. «мудрость»)
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма
говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о
высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность
характеров главных персонажей - основное отступление от традиций
классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных
персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к
отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для
изобличения крепостного права.
Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию,
негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели
низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между
положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала
для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.). Существует легенда, что после премьеры
«Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл
князь
Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Однако, по утверждению
историков,
Потёмкин
такого сказать не мог, поскольку его не
было в тот
момент в Петербурге. По другой версии,
эти слова
принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
Во время обучения в Нежинской гимназии
Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях
роль
Простаковой.

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Первоначально задумав пьесу о воспитании
дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до
обличения самодержавия и крепостничества. Автор
недоволен системой образования и воспитания
«недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что
само зло заключено в крепостнической системе, возлагал
надежды на «просвещенную» монархию.
«Недоросль» служит важной цели – исправлению
пороков общества и воспитанию добродетели.
Автор не оставляет надежды на изменение общества к
лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная
комедия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Род, жанр, творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Тематика В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.

Идея Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

Характер конфликта Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.

И.А.Дмитриевский (актер) Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.

Простаковы и их сын Митрофанушка

Отрицательные герои С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.

Второстепенные персонажи На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Сюжет и композиция В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.

Художественное своеобразие Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения – все это было ново и привлекательно. Фонвизин показал это темное царство как оплот тяжелого самодурства, повседневной бытовой бестолковости, безнравственности и бескультурья. Отдельные слова и фразы комедии стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду.