Психическая деятельность. Особенности психической деятельности человека Развитие речи в онтогенезе

В научной и учебной литературе обычно описывают отличительные особенности ВНД человека и животных. По нашему мнению, подобных отличий нет. ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению. Известные до настоящего времени факты свидетельствуют, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно у высших) одинаковы . Более того, основные закономерности ВНД получены в опытах на животных. Психическая же деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность человека существенно отличается от таковой животных.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Имеются различия в определении самих понятий первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система - это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности . Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства - запах, форма и т.п.). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах; раскаленное железо - безусловный раздражитель, но его цвет сигнализирует об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, что ведет к формированию энграмм памяти, которые в последующем сигналят организму о свойствах раздражителя.

Вторая сигнальная система - это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности . Ее сигналами являются элементы языка человека . Язык человека - это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь , а также формулы и символы , рисунки , жесты , мимика .

Речь - средство общения людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и обеспечивающее абстрактное мышление.

Однако и первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой животных, поскольку она несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что оно звучит на разных языках по-разному. Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт , знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром.

Язык человека сформировался в антропогенезе благодаря общению первобытных людей друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности (охота на диких зверей, рыболовство, строительство жилищ). Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

Язык животных , в отличие от языка человека, представляет собой всего лишь набор условных звуковых сигналов, мимики, жестов, сообщающих об опасности, нападении на животных другого вида при пищедобывательном поведении и т.п., отражает только текущие события. Таким образом, главным, но не единственным отличием языка человека от языка животных является речь.

Для освоения речи существует критический возраст. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Речь не имеет врожденного характера, по наследству передаются генетические предпосылки для овладения речью с помощью соответствующего центра мозга.

Анатомо-физиологические основы речи . Восприятие речи осуществляется с помощью сенсорного центра речи , находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике ). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височно­теменно-затылочными областями левого полушария у правшей или правым, левым либо обоими полушариями у левшей. Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока (поля 44, 45 и 46, по Бродману). Поражение этих центров ведет к различным нарушениям речи.

Афазия - расстройство речи , которое может принимать разные формы в зависимости от места локализации нарушений. В 1861 г. П. Брока описал больного, который утратил способность говорить , но мог писать, читать и понимал то, что ему говорили. П. Брока считал, что причиной такой картины было поражение лобной доли левого полушария. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, нижней челюсти, т.е. является моторным центром (центр Брока ). При афазии, открытой К. Вернике (1874), пораженным оказался верхнезадний участок левой височной доли - центр Вернике . В этом случае больной хорошо произносил звуки, строил фразу, но в ней был лишенный смысла набор слов, т.е. больной не осознавал бессмысленность своей речи.

Звуковая информация воспринимается первичными слуховыми областями коры, но, для того чтобы она была осмыслена (понята), сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом. Если человек владел двумя языками, то при афазии выпадает способность говорить на обоих языках, что указывает на одинаковую организацию мозговых механизмов языков.

Язык жестов является разновидностью языка человека (глухонемых), использующей зрительно-пространственные навыки. Это формальный язык со словарем, включающим несколько тысяч (до 4 тыс.) знаков, и с определенной грамматической структурой. Каждый знак обозначает слово. В каждом предложении на первом месте стоит более конкретный и выразительный элемент, затем идут знаки, объясняющие ситуацию (прилагательные, наречия или глаголы), а за ними следует результат, вывод или конечный итог ситуации.

Повреждение речевой области коры в ранних периодах жизни приводит к тому, что выполнение речевой функции берет на себя правое полушарие, что указывает на большую пластичность корковых клеток, которая с возрастом уменьшается. Если повреждается правое полушарие взрослых, то речевых нарушений не обнаруживается ; если повреждено левое полушарие , то возникает тяжелая афазия практически без шансов на выздоровление.

У человека имеется образное (конкретно-предметное) и абстрактное (словесно-логическое) мышление , а у животных - только образное (конкретно-предметное) . Абстрактное мышление человека - это мышление с помощью понятий, символов, формул. Оно формируется с помощью речи.

У человека - социально-детерминированное сознание . На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание. Оно, как и речь, формируется только в человеческом обществе.

Целенаправленная планируемая трудовая деятельность . Труд человека качественно отличается от деятельности животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека - планируемый труд, создание орудий производства, преемственный характер труда, например работа на конвейере. Человек активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества, человек познает самого себя, в процессе труда человека импровизирует. У животных деятельность запрограммирована или является результатом подражания без осмысления.

У человека имеется три типа психической деятельности , у животных - только один.

В их основе лежит соотношение между сигнальными системами (И.П. Павлов). Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется восприятием действительности целиком. Для мыслительного типа (преимущественно философы, математики) характерно восприятие окружающей действительности через словесные сигналы, т.е. аналитически (детально). Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления.

Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, оно отвечает преимущественно за смысловые значения речи, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически.

У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов - одновременно, синтетически, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, оно отвечает преимущественно за интонацию речи.

В таблице 14 показаны различия полушарий при зрительном восприятии.

Таблица 14. Различия между полушариями при зрительном восприятии (Астапова, 2004)

Полушарие Лучше узнаются стимулы Лучше воспринимаются задачи Особенности процессов восприятия Предполагаемые морфофизиологические различия
Левое полушапие Вербальные Легко различимые Знакомые Оценка временных отношений Установка сходства Установка идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Аналитичнеское восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Фокусированное представительство элементарных функций
Правое полушарие Невербальные Трудно различимые Незнакомые Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-простраственный анализ Целостное восприятие (гештальт) Одновременное восприятие Конкретное ущнавание Диффузное представительство

Отметим также, что левое полушарие обеспечивает формирование преимущественно положительных эмоций, а правое - отрицательных, оно более эмоционально. Однако необходимо еще раз отметить, что в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. они дополняют друг друга. Описанные различия вклада левого и правого полушарий в психическую деятельность человека касаются правшей. У левшей эти соотношения носят смешанный характер.

Приведенные данные были получены в исследованиях на человеке с расщепленным мозгом (перерезка мозолистого тела по медицинским показаниям). Так, больных с расщепленным мозгом просили сложить из предъявленных кубиков узор, который соответствовал бы показанному рисунку (Р. Сперри). Левая рука, контролируемая правым полушарием, в этом случае намного «превосходила» правую руку, контролируемую левым полушарием.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию – высшая нервная деятельность (ВНД).

2. Что называют низшей нервной деятельностью?

3. Сформулируйте понятие “психическая деятельность”. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?

4. Сформулируйте понятие "сознание".

5. Перечислите формы психической деятельности.

6. Что такое мышление?

7. Сформулируйте понятие «ощущение», «восприятие», «представление».

8. Перечислите основные достижения И. П. Павлова в изучении ВНД.

9. Что называют условным рефлексом?

10. Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

11. При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?

12. Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на сигнальный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

13. Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?

14. Классификация условных рефлексов.

15. Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

16. Дайте характеристику безусловным рефлексам.

17. Дайте характеристику условных рефлексов.

18. Дайте определение функциональной системы по П. К. Анохину.

19. Назовите основные компоненты функциональной системы по П. К. Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение.

20. Что называют инстинктом?

21. Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

22. Приведите классификацию основных форм научения.

23. В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.

24. Что такое викарное научение? Приведите пример.

25. Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.

26. Что такое инсайт?

27. Дайте определение понятиям «память» и «энграмма".

28. Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.

29. Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм?

30. Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

31. Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.

32. Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?

33. Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.

34. Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

35. Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

36. Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации?

37. Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?

38. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

39. В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?

40. Перечислите основные методы изучения ВНД.

41. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны (ритмы) ЭЭГ.

42. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

43. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, с закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражителей? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

44. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

45. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?

46. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

47. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.

48. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?

49. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

50. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

51. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

52. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

53. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

54. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

55. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?

56. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?

57. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

58. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

59. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

60. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

61. Перечислите основные особенности ВНД человека.

62. Что такое сон?

63. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

64. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

65. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

66. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

67. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

69. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

70. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

71. Каково физиологическое значение сна?

72. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

73. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

74. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальной системами? Что является сигналами для каждой?

75. Дайте определение понятия "эмоция".

76. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

77. Каково биологическое значение потребности организма?

78. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?

79. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

80. Чем отличается язык человека от языка животных?

1. Физиология возбудимых тканей ……………………………………………6

1.1.1. Открытие электрических явлений в животных тканях. Понятие

процессе возбуждения…………………………………………………………….6

1.1.2. Потенциал покоя……………………………………………………………7

1.1.3. Потенциал действия………………………………………………………13

1.1.4. Локальные потенциалы…………………………………………………...19

1.1.5. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность……………………………………………………………………...22

1.1. 6. Критерии для оценки возбудимости. Аккомодация. Использование электрического тока в медицине………………………………………………..24

1.2. Сенсорные рецепторы. Нервные волокна, нервно-мышечный синапс….29

1.2.1. Структурно­функциональная характеристика сенсорных рецепторов

1.2.2. Физиология нервных волокон……………………………………………33

1.2.3. Физиология нервно-мышечного синапса………………………………..42

1.3. Физиология мышц…………………………………………………………..47

1.3.1. Структурно­функциональная характеристика скелетной мышцы……..47

1.3.2. Механизм сокращения скелетной мышцы………………………………51

1.3.3. Виды мышечных сокращений……………………………………………54

1.3.4. Показатели физической деятельности мышц…………………………...57

1.3.5. Структурно­функциональные особенности гладких мышц…………….59

2. Физиология центральной нервной системы ……………………………..64

2.1.1. Структурно­функциональная характеристика центральной нервной системы…………………………………………………………………………...64

2.1.2. Медиаторы и рецепторы центральной нервной системы………………73

2.1.3. Механизм возбуждения нейронов……………………………………….79

2.1.4. Характеристика распространения возбуждения в центральной нервной системе……………………………………………………………………………83

2.1.5. Свойства нервных центров……………………………………………….85

2.2. Торможение в центральной нервной системе…………………………….92

2.2.1. Постсинаптическое торможение…………………………………………92

2.2.2. Пресинаптическое торможение……………………………………….....96

2.2.3. Общая характеристика торможения в центральной нервной системе

2.2.4. Координационная деятельность и интегративная роль центральной нервной системы……………………………………………………………….100

2.3. Физиология спинного мозга………………………………………………107

2.3.1. Структурно­функциональная характеристика спинного мозга……….107

2.3.2. Проводниковая функция спинного мозга……………………………...110

2.3.3. Соматические рефлексы спинного мозга……………………………..112

2.3.4. Тонус мышц у спинального организма………………………………...120

2.3.5. Ствол мозга……………………………………………………………....122

2.3.6. Проводниковая функция ствола мозга…………………………………129

2.3.7. Интегративные системы ствола мозга…………………………………130

2.3.8. Функции мозжечка………………………………………………………136

2.3.9. Физиология промежуточного мозга……………………………………140

2.3.10. Функции базальных ядер………………………………………………144

2.3.11. Функции лимбической системы……………………………………….146

2.3.12. Кора головного мозга. Нейронная организация новой коры. Кортикализация функций……………………………………………………...148

2.3.13. Основные функциональные зоны новой коры……………………….151

2.3.14. Методы исследования центральной нервной системы……………....160

2.3.15. Общая характеристика вегетативной нервной системы……………..165

2.3.16. Симпатическая нервная система……………………………………...170

2.3.17. Парасимпатическая нервная система………………………………....175

2.3.18. Интраорганная нервная система..………………………………..178

2.3.19. Регуляция функций синапсов……………………………………….....181

2.3.20. Взаимодействие между отделами вегетативной нервной системы…183

2.3.21. Центры вегетативной нервной системы……………………………..185

2.3.22. Афферентные пути вегетативной нервной системы………………...188

2.3.23. Тонус вегетативных центров……………………………………….....191

2.3.24. Трофическое действие нервной системы…………………………….193

3. Физиология высшей нервной деятельности …………………………...197

3.1.1. Понятие о высшей нервной деятельности……………………………..197

3.1.2. Физиологические основы поведения…………………………………...197

3.1.3. Врожденная деятельность организма и импринтинг…………………198

3.1.4. Структура целостного поведенческого акта………………………......200

3.1.5. Память…………………………………………………………………....203

3.1.6. Кратковременная (электрофизиологическая) память…………………204

3.1.7. Промежуточная (нейрохимическая) память…………………………...206

3.1.8. Долговременная (нейроструктурная) память………………………….208

3.1.9. Воспоминание и забывание…………………………………………….212

3.1.10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти

3.1.11. Научение………………………………………………………………..217

3.1.12. Условный рефлекс - одна из форм научения. Методы изучения высшей нервной деятельности………………………………………………..217

3.1.13. Методы исследования ВНД…………………………………………...220

3.1.14. Классификация условных рефлексов…………………………………224

3.1.15. Торможение условных рефлексов как одна из форм научения…….226

3.1.16. Другие формы научения……………………………………………....229

3.1.17. Типы высшей нервной деятельности и темперамент личности…….234

3.1.18. Бодрствование и сон. Сновидения……………………………….......236

3.1.19. Формы психической деятельности и сознание………………………240

3.1.20. Характеристика отдельных форм психической деятельности……...241

3.1.21. Физиология мотиваций и потребности……………………………….243

3.1.22. Эмоции…………………………………………………………………244

3.1.23. Мышление - основная форма психической деятельности…………243

3.1.24. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность организма…………..250

3.1.25. Особенности психической деятельности человека…………………..252

Литература

Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 520 с.

Алипов Н. Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие/Н.Н. Алипов - М.: Практика, 2013. - 496 с.

Анищенко Т.Г. Физиология центральной нервной системы/Т.Г. Анищенко, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 96 с.

Астапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 80 с.

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие /А. Г. Камкин, И. С. Киселева - М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010. - 408 с.

Гайтон А.К. Медицинская физиология/А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл/Пер с англ.; Под ред. В.И. Кобрина – М.: Логосфера, 2008. -1296 с.

Зильбернагль С. Наглядная физиология/С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.

Зинчук, В. В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. -431 с.

Камкин А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для сту. высш. вчеб. заведений/Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие)/ В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.

Наглядная неврология: Учеб. пособие Р. Баркер, С. Барази, М.Нил / Пер. с англ. Г.Н. Левицкого; под ред. В.И. Скворцовой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 136 с.

Орлов Р. С. Нормальная физиология: учебник/С.Р. Орлов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с.

Физиология в рисунках и таблицах: вопросы и ответы/Под ред. В.М. Смирнова - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 456 с.

Физиология человека. В 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учебное пособие для студ. мед. вузов/С.А. Чеснокова, С.А. Шастун; под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 496 с.

Kryger M.H. Principles and Practice of Sleep Medicine, 5th ed./ M.H. Kryger, Т. Roth, W. Dement - Elsevier, 2011. - 1757 p.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Вариант № 4

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

Введение

Психика и организм

Психика, поведение и деятельность

Заключение

Список использованных источников

Введение

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира - человеческоговосприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга - этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека - наличие сознания, а сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок - действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень - уровень особых видов деятельности;

· уровень действий;

· уровень операций;

· самый низший уровень - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель - мотив, способ - результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· волевые;

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы - это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции - процесс восприятия;

· центральный момент реакции - более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции - процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов - центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы - это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация - это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация - это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

психический сенсорный двигательный действие

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

· http://aefremov.ucoz.ru/publ/9-1

· http://www.psyhoterapevt.ru/lekction.htm

· Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология: Учебник / Марат Исхакович Еникеев. - 2, перераб. и доп. - Москва: Издательство "НОРМА" ; Москва: Издательский Дом "ИНФРА-М", 2010. - 640 с. . - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология: Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2009. - 384 с.. -

Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика психической активности людей в определенных условиях. Основные типы, содержание и формы отражения. Особенности поведения животных и деятельности человека. Виды психических явлений и их взаимосвязь. Изучение особенностей сознания человека.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Активность как деятельное состояние субъекта. Внешние характеристики активности человека. Соотношение деятельности внешней, практической и деятельности внутренней, умственной. Действия, операции и психофизиологические функции. Эмоции и личностный смысл.

    реферат , добавлен 20.09.2012

    Понятие навыка: автоматизация действий и элементы сложной деятельности. Основные группы водительских навыков: сенсорные, двигательные и мыслительные. Упражнения, необходимые для формирования данных навыков, принципы и порядок переноса старых привычек.

    контрольная работа , добавлен 03.07.2013

    Психический потенциал человека как субъекта предметно-практической и общественной деятельности. Имплицитные и эксплицитные функции психики - формы отношений личности с окружающей действительностью; их содержание, социально-психологическая трансформация.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Физиологические основы психики. Законы функционирования психической деятельности человека. Специфическая и неспецифическая реакция организма. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе. Формирование личности.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Психические явления человека, их классификация. Психическое состояние в функциональном уровне психической активности в зависимости от деятельности человека в данный момент и его особенностей. Законы, характеризующие структуру психических явлений.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Состояния человека в процессе трудовой деятельности. Понятие функционального состояния. Состояние физиологического покоя. Условия продуктивности умственного труда. Оптимальное рабочее состояние. Психофизиологические компоненты функциональных состояний.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Составляющие психической деятельности человека и исследование сна как естественного процесса пребывания человека в состоянии с минимальным уровнем мозговой активности. Различные подходы к оценке сновидений как процесса субъективного восприятия образов.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или на монотонную суету. Основные виды стресса. Основные признаки психопата.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

У позвоночных, находящихся на высших ступенях эволюционного развития, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые могут обозначаться как"интеллектуальная"поведение. Особенностью такой поведут инки является то, что ориентировка в условиях задачи не носит характера проб и ошибок, а начинает предшествовать им. Выделяется особая форма предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вы роблятися программа дальнейшего решения задачи, в то время как движение становится только исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельностильності.

Поведение начинает приобретать сложных видов со сложной структурой, которая содержит: 1) ориентировочную исследовательскую деятельность, что приводит к формированию схемы решения задачи; 2) формирование пластически меняющихся программ поведения, направленных на достижение цели, 3) сопоставление выполненных программ действий с исходным намерением. Характерной особенностью такой деятельности саморегуляция: если действие приводит к дос ягнення цели, то она прекращается, если не приводит, то к мозгу животного поступает соответствующий сигнал и попытки решить задачу повторяютсяя.

Поведение животных на этой стадии развития характеризуется двумя явлениями. Первое - экстраполяционный рефлекс и развитие сложных форм памяти. Некоторые животные не подчиняют своего поведения непосредственно м восприятию объекта, а прослеживают его движение и ориентируются на его ожидаемое перемещение экстраполяционных рефлекс, а особенно предсказуемое поведение, является одним из важных источников формирования"интеллекта альной"поведения животи тварин.

Второе явление - это возрастающая сложность восприятия и устойчивость памяти. Это было доказано в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями: на глазах у животного в ящик клали приманку и через некоторое время животное отпускали. Если след в памяти оставался - животное бежала к ящику. Следует отметить, что устойчивость памяти увеличивается с усложнением строения мозга животного и составляет, например, у крысы - 10-20 сек, обезьяны -16-48 годыодин.

Исследование поведения высших животных было начато. ВКеллером. Он ставил обезьяну сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была использовать или обходной путь, или специальное орудие, чтобы достать приманку. ВКеллер выявил определенные закономерности поведения животного подобной ситуации. Сначала обезьяна пыталась непосредственно достать приманку, но после безрезультатных с проб наступал период, когда она неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, пока не возникало правильного решения задачивдання.

Описанная поведение обезьян по-разному объясняется разными учеными. Одни считают это аналогом человеческого интеллекта и проявлением творческого мышления. Другие рассматривают использование орудий как результат переноса попе ереднього опыта. ИППавлов называл интеллектуальной поведение животных"РУНН мышлениемням ".

Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде, и психическое отражение является функцией соответствующих органов, которые формируются в ходе этого приспособления

Интеллектуальная поведение животных является той чертой, за которой начинается качественно новый этап развития психики, а именно - история развития человеческого сознания

34 Различия психики человека и животных

Как было показано выше, развитие жизни приводит к такой изм ины физиологической организации животных и возникновения у них таких органов и систем, которые являются функцией отражения окружающей действительности. Изменения ум языков существования обусловливают изменения строения и деятельности животных, результатом чего является превращение органов и их функций и появление новых форм психического отраженияя.

Между психикой животных и человека существует несколько главных отличий

Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Деятельность животные возможна лишь по отношению к предмету, жизненной бы биологической потребности, всегда остается в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающего мира также ограничена, ос кильки включает лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому в противовес человеку у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Для животного любой предмет действительности выступает неотделимо от его инстинктивной потребностиреби.

Второе отличие заключается в следующем, отношение животных к себе подобным не отличается от их отношения к другим внешним объектам, что связано с фактом отсутствия у животных общества. Некоторые авто ори считают, что у животных существует разделение труда (пчелы, муравьи). Но в действительности у животных настоящего разделения труда не существует, основой выполнения животными разных функций являются биологические факторы, а не объективные условийви.

Различия между человеком и животными заключаются и в особенностях их"языка"Общение между животными происходит с помощью звуков, которые лишь внешне подобные человеческой речи. Эти процессы отличные по своей оею сути. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как отраженную в языке реальность. Голосовое общение животных видризняет ься от общения людей. Животное отвечает на голос другого животного независимо от того, что отражает данный речевой сигнал: он несет для нее лишь определенный биологический смысл есть общение животных в св оим содержанию и по характеру процессов, с помощью которых оно осуществляется, полностью остается в пределах инстинктивной деятельности діяльності.

Возникновение сознания связано с началом нового, высшего этапа развития психики. В отличие от психического отражения, свойственного животным, сознательное отражение - это отражение предметной действительности те. Хотя сознание и имеет свою предысторию в эволюции животного мира, впервые она возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознательная деятельность человека имеет три характерные лиц ности, которые отличают ее от поведения животрин.

Первая особенность заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиненной уеться биологическим воздействиям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).

Второй особенностью сознательной деятельности необязательная ее определенность наглядными впечатлениями от среды. Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Благодаря абстрагированию лю юдина проникает в глубинные связи и отношения вещей, ориентируясь при этом не на внешние впечатления, а глубинные их закономерноститі.

Третья особенность заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в истории общества, который передается в ходе обуче ния. Подавляющее большинство знаний и умений человека не является результатом ее собственного опыта, а приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколенийь.

Таким образом, особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, следует искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, связанной с общественным трудом, использованием орудий и возникновением языка

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.