Регулярное закаливание способствует. Закаливание. Что это такое и в чем его цель? Принципы, виды и методики закаливания. Основные принципы закаливания детей

нил-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и ма­ хов. Такие упражнения можно выполнять одному или с партнером, с различными отягощениями или с про­

стейшими тренировочными приспособлениями. Комп­ лексы таких упражнений могут быть направлены на раз­ витие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной де­

ятельности конкретного человека.

Подростки обычно отличаются очень хорошей гибко­ стью и выносливостью, а силу они набирают с возрастом. Важно всегда поддерживать и улучшать все эти качест­ ва, чтобы сохранить их и в зрелые годы.

В табл. 2 1 перечислены виды физических занятий

и их роль в развитии различных физических качеств. Они принесут вам ощутимую пользу, если вы будете за­ ниматься не менее трех раз в неделю. Используя данные этой таблицы и таблицы 20, вы можете, посоветовав­ шись с учителем физкультуры, подобрать такие упраж­ нения, которые будут способствовать развитию ваших физических качеств.

1.2. Закаливание организма

Закаливание - одно из эффективных средств укреп­ ления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышения его устойчивости к измене­ ниям природных условий.

Закаливание ослабляет или устраняет негативные ре­ акции организма на изменения погоды (понижение ра­ ботоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце, суставах и т. д.).

Регулярное закаливание обеспечивает:

8 увеличение способностей к восприятию и запомина­

укрепление силы воли;

8 активную физиологическую деятельность и здоро-

вую жизнь;

8 замедление процесса старения;

8 продлевание срока активной жизни на 20-25% .

Закаленный человек меньше подвержен негативному

воздействию как низких, так и высоких температур.

Начинать закаливать организм можно в любом воз­ расте, но лучше это делать с детства.

Чтобы правильно использовать факторы окружающей

среды для оздоровления, необходимо придерживаться основных принципов закаливания. Вот они:

принцип постепенного увеличения доз закаливаю­ щих воздействий;

принцип регулярности, обязывающий систематиче­

ски повторять закаливающие воздействия на про­

тяжении всей жизни;

8 принцип учета индивидуальных особенностей ор­ ганизма: степени его здоровья, восприимчивости

к воздействию закаливающих мер и их переноси­ мости;

е принцип многофактарности - использования при проведении закаливания нескольких физических агентов: тепла, холода, облучения видимыми, ульт­ рафиолетовыми, инфракрасными лучами, механи­ ческого воздействия воздуха, воды и др.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию не су­ ществует, но важна доза закаливающей нагрузки на раз­ ных его этапах. В начальном режиме закаливания ис­

пользуют слабоохлаждающие или слабонагревающие процедуры в виде воздушных ванн, обтираний и т. д.

Эти процедуры противопоказаны лишь в исключитель­

ных случаях (при наличии травмы или какого-либо за­ болевания). Люди, практически здоровые или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, мо­ гут в таком режиме закаляться всю жизнь.

Закаливание может быть общим и местным. При об­ щем раздражитель действует на всю поверхность тела (при воздушных ваннах, купаниях). При местном зака­ ливании воздействию подвергается ограниченный учас­ ток тела (ноги, шея и т. д.).

Неблагаприятное воздействие на человека часто ока­ зывают низкие температуры. Охлаждение в зависимости от интенсивности может вызвать в организме, особенно ослабленного человека, самые разные нежелательные последствия. В результате охлаждения уменьшается способность противостоять возбудителям болезней, сни­ жается уровень обменных процессов, ослабляется де­ ятельность центральной нервной системы. У незакален-

ных людей все это приводит к ослаблению организма и возникновению или обострению хронического заболе­

Большую угрозу представляет для здоровья многих людей сочетание воздействия холода и влаги. Такая си­

туация возможна при сырой обуви и одежде.

Роль закаливания особенно велика в профилактике

простудных и острых респираторных заболеваний. Из­ вестно, что респираторные заболевания у детей, подрост­ ков, юношей и девушек бывают основной причиной не­

трудоспособности, различных осложнений, хронических заболеваний и стрессовых состояний. Поэтому закали­ вающие процедуры должны быть направлены на укреп­

ление всего организма.

При закаливании наиболее часто используют природ­ ные факторы: воздух, воду и солнечные лучи.

1.3. Правила исnользования

факторов окружающей среды

для закаливания организма

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ. Воздушные ванны - оздоравливающие процедуры, которые стоит применять на протяжении всей жизни. Если вы принимаете воз­

душные ванны в помещении, то предварительно его надо проветрить. Их можно принимать также на балконе, от­

крытой веранде, во дворе, в парке. Наиболее благоприят­

но действуют на организм воздушные ванны на берегу озера, реки, в лесу. Первые воздушные процедуры нуж­ но проводить в месте, защищенном от ветра.

В зависимости от тепловых ощущений воздушные

ванны бывают тепловые (выше 22 °С), безразличные

(21-22 °С), прохладные (1 7-20 °С), умеренно холод­

ные (9- 1 6 °С), холодные (0-8 °С) и очень холодные (ни­

же о 0С).

В начальном режиме закаливания воздушные ванны

надо принимать в помещении с температурой воздуха не менее 1 7 ос. Их можно начинать принимать в любое

время года в легкой спортивной одежде. Продолжитель­

ность их должна быть не более 5 минут. В дальнейшем ее можно ежедневно увеличивать на 5 минут, и впоследст-

вии она может длиться часами. Воздушные ванны спо­ собствуют повышению устойчивости организма к дли­ тельным воздействиям холода.

Двадцатиминутные воздушные ванны полезно прини­ мать перед сном.

С помощью тренировок организм нужно приучать

стойко переносить быстрые перепады темnератур. Такие тренировки лучше начинать летом. По утрам выходить на воздух и охлаждаться до тех пор, пока не появится нусиная кожа» . С этого момента процедуру надо про­ должать, исnользуя самомассаж, растирание кожи,

гимнастику, в течение 1015 минут. Завершающим эта­ nом должно быть обтирание тела влажным nолотенцем.

С каждым днем время от начала воздушного охлажде­

ния до nоявления «гусиной кожи» будет увеличиваться. Когда этот период достигнет 3-5 минут nри температу­ ре воздуха 1 2 ос, можно переходить к оnтимальному ре­ жиму закаливания.

При закаливании в оптимальном режиме используйте умеренно холодные воздушные ванны. Ориентиром для начала выполнения массажа и гимнастических уnраж­ нений и в этом случае будет появление «гусиной кожи » . После воздушного охлаждения необходимо провести водные процедуры.

Очень полезен сон на свежем воздухе или при откры­ той форточке во все времена года. Но начинать нужно летом · при температуре воздуха не ниже 16-18 ос.

По мере снижения температуры воздуха теплозащитные

свойства одеяла нужно увеличивать (использовать вто­ рое одеяло и т. д.). Сон на открытом воздухе закаляет ли­ цо и органы дыхания.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ. Эффективность солнечного

воздействия оnределяется величинами потоков ультра­ фиолетовых, инфракрасных и видимых лучей.

Прием солнечных ванн, включающих ультрафиолето­ вые лучи, возможен в средней nолосе России со второй половины аnреля. Лучшее время для их принятия - до полудня (особенно летом). В зависимости от чувст­ вительности организма к ультрафиолетовым лучам с целью предохранения от воздействия nрямых лучей сол­ нечные ванны можно nринимать под тентом.

В оздоровительных целях солнечные лучи видимого

и инфракрасного спектров можно принимать в сочета­ нии с воздушными ваннами и в холодное время года на застекленной веранде или в специальном солярии.

Для проживающих в средней полосе время первой солнечной ванны не должно превышать 20 минут. Необ­ ходимо обеспечить равномерное воздействие солнечных лучей на все части тела. В дальнейшем время солнечного облучения при хорошей переносимости можно постепен­ но увеличивать на 5-10 минут, доведя его до макси­ мальной продолжительности- 1 ,5-2 часа.

Солнечные ванны, принимаемые в движении, облада­ ют оптимальным оздоравливающим эффектом, но их не­ обходимо умело дозировать, стараясь избегать перегрева организма. Их прием хорошо сочетать с водными проце­ дурами.

Солнечные ванны надо принимать за час до еды и не ранее чем через 1 , 5 часа после еды. По:казателем эф­

фективности и полезности солнечных ванн служит само­ чувствие.

Для адаптации организма первые 2-3 дня целесооб­ разно принимать солнечные ванны в тени в обнаженном виде.

Противопоказаниями для солнечных ванн являются различные острые воспалительные заболевания, повы­ шенная возбудимость нервной системы и другие заболе­

вания, требующие:контроля врачей.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ. Вода - прекрасное закали­

вающее средство, так:как она совмещает охлаждающие,

нагревающие и механические свойства.

Рассмотрим наиболее распространенные и доступные

методы закаливания водой.

8 3 а Rа Л И Ва Н Ие Н О СО Г ЛО Т R И:как ОДНОГО ИЗ

самых уязвимых мест организма. Его производят полосканием горла прохладной, а затем холодной водой.

е О б л и в а н и е с т о п. Эта продедура заключает­ ся в обливании нижней трети голени и стопы в те­

чение 25-30 секунд. Начальная температура воды

28-27 ос. Через:каждые 10 дней ее снижают на 1 - 2ос до:конечной температуры не ниже 10ос. Пос-

ле обливания ноги досуха вытирают. Процедуру

лучше проводить вечером, за час до сна.

е Н о ж н ы е в а н н ы. Ноги погружают в ведро

или таз с водой при начальной температуре 30-

28 °С. Через каждые 1 0 дней ее снижают на 1-2 ос

до конечной температуры воды 15-13 ос. Длитель­ ность первых ванн - 1 минута. Постепенно их про­ должительность увеличивают до 5 минут. В воде рекомендуется слегка двигать ногами. После ванны их досуха вытирают. Ножные ванны проводят неза­ долго до сна.

е К о н т р а с т н ы е н о ж н ы е в а н н ы. В одну

емкость наливают воду с температурой 38-40 °С, а в другую - с температурой 30-32 ос. Сначала ноги погружают в первую емкость на 1 ,5-2 минуты, а

затем - во вторую на 5-10 секунд. Такую смену надо повторить 4-5 раз. Через каждые 1 0 дней тем­

пературу во второй емкости нужно понижать на 1-

2 ос до конечной 1 5-20 ос, оставляя температуру

воды в первой емкости неизменной. Длительность погружения в более холодную воду возрастает до

20 секунд, а количество смен достигает 8-10 раз за

процедуру.

е Х о ж д е н и е б о с и к о м - один из древнейших приемов закаливания. Его можно применять с по­

здней весны до осени. Длительность его зависит от температуры земли. Особенно полезно ходить бо­ сиком по росе, после дождя, по воде.

е О б т и р а н и е. Его желательно проводить махро­

вой рукавицей или махровым полотенцем, смочен­ ным в ·воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела об­ тирают отдельно, начиная с периферии, после чего

обсушивают досуха. Длительность процедуры 1-

2 минуты. Температуру воды надо снижать на 1 - 2 ос через каждые 1 0 дней. Начальная температура

для младших школьников 32-30 ос зимой и 2826 °С летом, конечная - соответственно 22-20 ос

и 18-16 °С. Для школьников среднего и старшего

возраста начальная температура зимой должна быть равна 30-28 ос, а летом - 26-24 °С, а конеч-

ная - соответственно 2018 ас и 16-14 ас. Обти­

рание желательно проводить утром, после зарядки.

е О б л и в а н и е в о д о й - наиболее сильнодейст­ вующая закаливающая процедура. Проводить ее же­ лательно летом. Обливание производят из лейки или кувшина. Чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, надо соблюдать такую по­ следовательность обливания: спина, грудь, живот, верхние конечности, нижние конечности. Началь­ ная температура воды для младших школьников зи­

мой должна быть не ниже 30 ас, а летом - 28 ас, ко­ нечная - соответственно 20 ас и 18 а с . Снижают

температуру каждые 10 дней. Для школьников сред­ них и старших классов начальная температура воды

зимой 28-26 а с, летом - 24а с, конечная - соот­ ветственно 18-20 а с и 1615а с . Общая длитель­ ность процедуры - 60-90 секунд. После облива­ ния тело насухо вытирают.

е Д у ш. В этой процедуре в большей степени выра­ жен механический фактор. Пользоваться душем можно в любое время года при температуре не ме­ нее 18-20 ас. После физических нагрузок любого характера хорошо принять контрастный душ: попе­

ременно теплый и холодный с увеличивающим­ ел постепенно перепадом температур (от 5-7 ас ДО 1 5-20 °С). Конечная продедура - холодный душ. Определяющим критерием служит индивиду­ альная переносимость процедуры. Контрастный душ повышает устойчивость к перепадам темпера­ туры, ускоряет восстановительные процессы после физических, интеллектуальных и психо-эмоцио­ нальных напряжений.

е К у п а н и е в о т к р ы т ы х в о д о е м а х - очень

эффективное средство закаливания, так как на ор­ ганизм одновременно действуют три фактора: солн­

це, воздух, вода. Купание в открытых водоемах можно начинать, когда температура воды в них ста­ бильно установится на уровне не менее 20 ас,

а воздуха - 24-25 а с. Начинают купание с пребы­

вания в воде в течение 4-5 минут, постепенно до­ водя это время до 1 5-20 минут и более. Время пре­ бывания в воде зависит от степени закаленности,

метеорологических условий, возраста. Лучшее вре­ мя для купания - спустя 1 ,5-2 часа после завтра­ ка и днем, через 2-3 часа после обеда.

е И с п о л ь з о в а н и е п о в ы ш е н н о й т е м п е­

Р а т у р ы б а н и - мощное средство оздоровления

и закаливания. Банная продедура влияет на весь ор­

ганизм и его функции. Эффект ее зависит от темпе­

ратуры и влажности воздуха в бане и от длительнос­ ти пребывания в ней. Использование бани требует строгого контроля. Ее закаливающий эффект за­

ключается в многократном воздействии на организм контрастных температур.

Показателем положительного влияния водных зака­ ливающих процедур служит реакция кожи. Если в на­ чале охлаждения она бледнеет, а затем краснеет, это сви­ детельствует о положительном эффекте. Если реакции кожи выражены слабо, это означает недостаточность воздействия. Нужно понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, синюшность, озноб, дрожь свидетельствуют о пе­ реохлаждении. В этом случае нужно повысить темпера­ туру или уменьшить длительность процедуры, либо про­ делать и то и другое вместе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИН

1. Кюше физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья и каковы пути их формирова­ ния?

2. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.

3. Дайте определение закаливания и расскажите, что оно обеспечивает.

4. В чем заключается принцип закаливания?

5. Какие виды закаливания вы знаете?

6. Расскажите, как вы принимаете воздушные и солнечные ванны и в чем ваша методика не соответствует рекомендуе­ мой.

7. Проводите ли вы ежедневно закаливание носоглотки, а если проводите, то в каком порядке?

8. Расскажите о проведении закаливания методом обтира­ ния и обливания.

9. Регулярно ли вы посещаете баню? Если посещаете, то в какой последовательности проводите там процедуры? Рас­ скажите о пользе бани.

877 0

Почему так, а не иначе?

Появился насморк - закапали в нос, закашлял - дали таблетку, сильно закашлял - стали делать уколы.

Ну, а еще и с температурой? - лечиться только в стационаре!

Лекарства всесильны - полтаблетки и не болит голова, один укол - и нет температуры, дышать тяжело - ввели внутренно - и стало хорошо.

Великая вещь - прогресс. Но, уповая на прогресс медицины, мы забыли три вещи. Первая - лекарства помогают нам избавиться от болезни, но не увеличивают количества здоровья человека.

Второе - нет абсолютно полезных лекарств. Каждое наряду с плюсом имеет и минусы. Применять лекарства надо только тогда, когда без его плюсов мы уже не можем обойтись и закрываем глаза на минусы.

Третье - иногда, увлекаясь новыми методами, мы забываем старые, зачастую менее вредные, но не менее эффективные.

В результате - отучаем организм бороться самому; борясь с болезнью, вводим препараты, снижающие иммунитет, т.е. провоцируем новые заболевания, которые опять лечим химическими препаратами и так далее, по замкнутому кругу.

И вот возрастает количество случаев аллергии, непереносимости антибиотиков и других препаратов. Особенно часто это бывает у детей, страдающих частыми простудными, рецидивирующими заболеваниями дыхательной системы.

В Ленинском районе г. Перми, например, всего за 2 года количество длительно и часто болеющих детей возросло в 2,2 раза!

Практически все врачи, особенно участковые педиатры, часто сталкиваются с проблемой часто болеющих или аллергически настроенных больных. Причем эта проблема имеет две стороны. Первая - чем лечить?

Все антибиотики перепробованы, часть не действует, часть вызывает аллергию, печень уже не справляется с их переработкой. И вторая - надо ребенка закалять! А как! Считается, чтобы приступить, к закаливанию, надо не болеть хотя бы 1-2 месяца.

А если ребенок болеет через две недели, а то и чаще? А еcли насморк у него не проходит, даже когда он ходит в садик? Да и наши традиционные методики "на полградуса в неделю" могут закалить ребенка, но для этого потребуется год, а то и два. Такого времени у нас с вами нет.

Таким образом, нужны какие-то способы воздействия на ребенка, чтобы они лечили его и, в то же время, закаляли. И наоборот, закаляли, в то же время лечили, ведь закалять-то нам приходится практически еще болеющего ребенка.

Именно таким способом воздействия на ребенка и оказались методы интенсивного закаливания, которые, сочетая в себе лечебное и закаливающее воздействия, позволяют в кратчайшие сроки получить максимальный эффект.

С их помощью, например, за один-два месяца любого часто болеющего ребенка можно закалить настолько, что он с пользой для себя перенесет окунание в прорубь на 3-5 секунд (это не значит, что мы ставим целью сделать всех детей "моржами"! Скорее наоборот, но об этом ниже).

Так как методики интенсивного закаливания являются и немедикаментозными методами лечения, то мы с успехом применяем их при лечении острых и обострении хронических заболеваний при легком и средне тяжелом течении.

Все занимающиеся в группе закаливания часто болеющих при детской больнице №18 г. Перми с успехом используют эти методики для закаливания при таких грозных заболеваниях как бронхиальная астма и рецидивирующий бронхит и для лечения обострений этих заболеваний. И тем более эти методы эффективны при лечении и закаливании страдающих частыми ОРВИ.

Что же это за методы, откуда они взялись и на чем основано их действие? Не вредители оно здоровью?

При разработке системы закаливания часто болеющих детей мы опирались на два основных понятия - это понятие о зоне теплового комфорта и о системе иммунитета.

Зона теплового комфорта

Это температура окружающей среды, при которой организму нет нужды ни вырабатывать тепло - согреваться, ни избавляться от избытка тепла путем испарения пота с поверхности кожи. Для воздуха это 18-20°С, для воды - 32-34°С.

Внутри этих границ организм чувствует себя "комфортно". Температуры же выше комфортных - ведут к снижению защитных сил и иммунитета. Почему?

Вокруг - избыточное тепло, нужды ни вырабатывать тепло, ни напрягаться нет - и организм расслабляется, рефлекторно отключаются системы защиты, ведь нет сигналов на возбуждение и активацию, следовательно, в защите нет нужды. А вот при температурах ниже "комфортной" - наоборот.

Сигнал "холод" - возбуждение и активизация защитных сил - подъем защитных сил и иммунитета. Именно на этом, кстати, основан один из механизмов оздоровления путем закаливания. И чем ниже температура окружающей среды, тем сильнее стимулируются защитные силы и иммунитет.

Но здесь всегда надо помнить о факторе времени. Если вы выносите ребенка на балкон в легкой одежде или голенького при температуре минус 3-5°С на 5-6 секунд - то это хорошая закаливающая процедура, если минус на 10-15 - простудите его, на час - вообще заморозите.

Лучший эффект при закаливании дает резкий, но короткий холодовой раздражитель, чем слабый, но длительный.

Да и время экономится. Ведь можно, в принципе, написать программу закаливания, рассчитанную на 6-8 часов в день. И не заниматься ничем, кроме закаливания. Но это же нереально, особенно, если родители ребенка работают. Поэтому во всех методиках мы отдавали предпочтение тем, которые при одинаковой эффективности занимают меньше времени.

Пользу регулярных закаливающих процедур трудно переоценить. Закаливание способствует укреплению и повышению иммунитета, улучшению работоспособности, восстановлению здоровья. Закаливающие процедуры помогают развитию защитных реакций организма, тренируют его терморегуляторный аппарат.

Люди, систематически закаливающие свой организм, менее подвержены влиянию негативных факторов окружающей среды. Они забывают о жалобах на плохую погоду, на жару, сырость или холод. Однако следует помнить, что добиться такого эффекта можно только в том случае, если вы будете проводить эти полезные процедуры в течение длительного времени, регулярно, выработаете систему.

Подбирая программу закаливания, обязательно принимайте во внимание состояние своего здоровья, степень выносливости, тренированности и другие немаловажные особенности.

Рекомендуется общее закаливание чередовать с местным. Местное закаливание – это тренировка устойчивости к холоду самых чувствительных к нему частей тела (горла, стоп). Тренированные люди ежедневно обмывают холодной водой стопы, полощут водой с низкой температурой горло. Если верить древним грекам, вода способна смыть все душевные невзгоды и горести. Помимо благоприятного термического воздействия на организм, вода благотворно влияет на кровообращение.

Начинать подготовку к закаливанию советуют с наиболее щадящей процедуры – обтираний. Обтирания производятся при помощи полотенца или губки, смоченных в воде. Начните с верхней половины тела, вытрите ее насухо, затем разотрите сухим полотенцем, пока кожа не покраснеет. Затем проделайте все то же самое с нижней половиной тела. Процедура обтирания продолжается от трех до пяти минут.

Более сильной по степени воздействия на организм является процедура обливания. Поначалу температура воды, которой вы будете обливаться, не должна быть ниже отметки в 30 градусов. Постепенно понижайте ее с каждой процедурой на три-четыре градуса. Производите обливание в течение двух-четырех минут.

Самым эффективным способом закаливания является холодный душ. Схема привыкания здесь та же, что и при обливании – начинаем с 30 градусов и постепенно понижаем температуру. Принимайте такой закаливающий душ не дольше одной минуты, постепенно доводите длительность процедуры до двух минут. Приняв душ, тщательно разотрите все тело сухим полотенцем.

Регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.

Организм школьника - сложная развивающаяся система , и для правильного его роста необходимы подвижные игры, занятия физической культурой и спортом, закаливающие процедуры.

Как влияют физические упражнения и занятия спортом на развитие растущего организма?

Под влиянием мышечной деятельности происходит развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена - головного мозга. Это очень важно, ведь головной мозг перерабатывает огромный поток информации и осуществляет регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: на силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже умственная деятельность невозможна без движения. Вот почему школьники, постоянно занимающиеся физкультурой и спортом, лучше усваивают изучаемый материал.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а весь организм - более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, становится оптимальным артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям.

Оценить физические возможности своего здоровья вам помогут данные, приведенные в таблице 20. Кроме того, уровень своей физической подготовленности вы можете оценить по результатам, полученным на уроках физкультуры.

Для обеспечения хорошего уровня здоровья необходимо иметь сильный, тренированный организм, обладающий большой выносливостью и хорошими скоростными данными.

Развитие СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ дает человеку возможность передвигаться и прыгать с максимальной скоростью, что особенно важно в различных единоборствах и спортивных играх.

Основные средства развития быстроты - упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, большой скорости и частоты выполнения движений.

СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА. Под силой понимают способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему благодаря мышечным усилиям.

Среди силовых качеств человека выделяют следующие их разновидности:

Статическую силу (способность в течение того или иного. времени удерживать тяжести с максимальным напряжением мышц);
- жимовую силу (проявляется во время перемещения предметов, имеющих большую массу, при максимальных усилиях);
- скоростную динамическую силу (она характеризует способность человека к перемещению в ограниченное время предметов, имеющих большую массу);
- «взрывную» силу (способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время);
- амортизационную силу (она проявляется при приземлении в различного вида прыжках).

Средствами развития силы мышц служат различные силовые упражнения, прежде всего упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением массы (веса) собственного тела.

Упражнения с внешним сопротивлением бывают разными: с тяжестями, с партнером, с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, различных эспандеров и т. д.), с преодолением сопротивления внешней среды (бег в гору, бег по песку, снегу, воде).

Упражнения с преодолением массы (веса) собственного тела также могут быть различными: гимнастическими (подтягивание на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, лазание по канату и др.), легкоатлетическими прыжковыми, в преодолении препятствий на специальных тренировочных полосах.

ВЫНОСЛИВОСТЬ - важнейшее физическое качество человека, которое необходимо ему в повседневной жизни, профессиональной деятельности и при занятиях спортом. Ее определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения жизнедеятельности нагрузку и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.

Показатели физической работоспособности человека с возрастом закономерно изменяются. В период физиологического созревания организма они растут и достигают максимальных величин в возрасте от 18 до 25 лет. Затем эти показатели постепенно снижаются. Чтобы дольше сохранить их достаточный уровень, нужно развивать у себя физическую выносливость. Для ее развития наиболее полезны ходьба, бег, лыжи, плавание и некоторые другие виды физической нагрузки различной продолжительности и интенсивности.

Развитие ГИБКОСТИ - развитие свойств опорно-двигательного аппарата человека по расширению пределов движения отдельных звеньев организма. Развивают гибкость при помощи упражнений на растягивание мышц и связок.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения можно выполнять одному или с партнером, с различными отягощениями или с простейшими тренировочными приспособлениями. Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной деятельности конкретного человека.

Подростки обычно отличаются очень хорошей гибкостью и выносливостью, а силу они набирают с возрастом. Важно всегда поддерживать и улучшать все эти качества, чтобы сохранить их и в зрелые годы.

В табл. 21 перечислены виды физических занятий и их роль в развитии различных физических качеств. Они принесут вам ощутимую пользу, если вы будете заниматься не менее трех раз в неделю. Используя данные этой таблицы и таблицы 20, вы можете, посоветовавшись с учителем физкультуры, подобрать такие упражнения, которые будут способствовать развитию ваших физических качеств.


Закаливание организма

Закаливание - одно из эффективных средств укрепления механизмов приспособления организма человека к холоду и жаре, повышения его устойчивости к изменениям природных условий.

Закаливание ослабляет или устраняет негативные реакции организма на изменения погоды (понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боли в сердце, суставах и т. д.).

Регулярное закаливание обеспечивает:

Увеличение способностей к восприятию и запоминанию;
- укрепление силы воли;
- активную физиологическую деятельность и здоровую жизнь;
- замедление процесса старения;
- продлевание срока активной жизни на 20-25%.

Закаленный человек меньше подвержен негативному воздействию как низких, так и высоких температур.

Начинать закаливать организм можно в любом возрасте, но лучше это делать с детства.

Чтобы правильно использовать факторы окружающей среды для оздоровления, необходимо придерживаться основных принципов закаливания. Вот они:

Принцип постепенного увеличения доз закаливающих воздействий;
- принцип регулярности, обязывающий систематически повторять закаливающие воздействия на протяжении всей жизни;
- принцип учета индивидуальных особенностей организма: степени его здоровья, восприимчивости к воздействию закаливающих мер и их переносимости;
- принцип многофакторности - использования при проведении закаливания нескольких физических агентов: тепла, холода, облучения видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механического воздействия воздуха, воды и др.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию не существует, но важна доза закаливающей нагрузки на разных его этапах. В начальном режиме закаливания используют слабоохлаждающие или слабонагревающие процедуры в виде воздушных ванн, обтираний и т. д. Эти процедуры противопоказаны лишь в исключительных случаях (при наличии травмы или какого-либо заболевания). Люди, практически здоровые или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, могут в таком режиме закаляться всю жизнь.

Закаливание может быть общим и местным. При общем раздражитель действует на всю поверхность тела (при воздушных ваннах, купаниях). При местном закаливании воздействию подвергается ограниченный участок тела (ноги, шея и т. д.).

Неблагоприятное воздействие на человека часто оказывают низкие температуры. Охлаждение в зависимости от интенсивности может вызвать в организме, особенно ослабленного человека, самые разные нежелательные последствия. В результате охлаждения уменьшается способность противостоять возбудителям болезней, снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы. У незакаленных людей все это приводит к ослаблению организма и возникновению или обострению хронического заболевания.

Большую угрозу представляет для здоровья многих людей сочетание воздействия холода и влаги. Такая ситуация возможна при сырой обуви и одежде.

Роль закаливания особенно велика в профилактике простудных и острых респираторных заболеваний. Известно, что респираторные заболевания у детей, подростков, юношей и девушек бывают основной причиной нетрудоспособности, различных осложнений, хронических заболеваний и стрессовых состояний. Поэтому закаливающие процедуры должны быть направлены на укрепление всего организма.

При закаливании наиболее часто используют природные факторы: воздух, воду и солнечные лучи.

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ. Воздушные ванны - оздоравливающие процедуры, которые стоит применять на протяжении всей жизни. Если вы принимаете воздушные ванны в помещении, то предварительно его надо проветрить. Их можно принимать также на балконе, открытой веранде, во дворе, в парке. Наиболее благоприятно действуют на организм воздушные ванны на берегу озера, реки, в лесу. Первые воздушные процедуры нужно проводить в месте, защищенном от ветра.

В зависимости от тепловых ощущений воздушные ванны бывают тепловые (выше 22 °С), безразличные (21-22 °С), прохладные (17-20 °С), умеренно холодные (9-16 °С), холодные (0-8 °С) и очень холодные (ниже 0 °С).

В начальном режиме закаливания воздушные ванны надо принимать в помещении с температурой воздуха не менее 17 °С. Их можно начинать принимать в любое время года в легкой спортивной одежде. Продолжительность их должна быть не более 5 минут. В дальнейшем ее можно ежедневно увеличивать на 5 минут, и впоследствии она может длиться часами. Воздушные ванны способствуют повышению устойчивости организма к длительным воздействиям холода.

Двадцатиминутные воздушные ванны полезно принимать перед сном.

С помощью тренировок организм нужно приучать стойко переносить быстрые перепады температур. Такие тренировки лучше начинать летом. По утрам выходить на воздух и охлаждаться до тех пор, пока не появится «гусиная кожа». С этого момента процедуру надо продолжать, используя самомассаж, растирание кожи, гимнастику, в течение 10-15 минут. Завершающим этапом должно быть обтирание тела влажным полотенцем. С каждым днем время от начала воздушного охлаждения до появления «гусиной кожи» будет увеличиваться. Когда этот период достигнет 3-5 минут при температуре воздуха 12 °С, можно переходить к оптимальному режиму закаливания.

При закаливании в оптимальном режиме используйте умеренно холодные воздушные ванны. Ориентиром для начала выполнения массажа и гимнастических упражнений и в этом случае будет появление «гусиной кожи». После воздушного охлаждения необходимо провести водные процедуры.

Очень полезен сон на свежем воздухе или при открытой форточке во все времена года. Но начинать нужно летом при температуре воздуха не ниже 16-18 °С. По мере снижения температуры воздуха теплозащитные свойства одеяла нужно увеличивать (использовать второе одеяло и т. д.). Сон на открытом воздухе закаляет лицо и органы дыхания.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ. Эффективность солнечного воздействия определяется величинами потоков ультрафиолетовых, инфракрасных и видимых лучей.

Прием солнечных ванн, включающих ультрафиолетовые лучи, возможен в средней полосе России со второй половины апреля. Лучшее время для их принятия - до полудня (особенно летом). В зависимости от чувствительности организма к ультрафиолетовым лучам с целью предохранения от воздействия прямых лучей солнечные ванны можно принимать под тентом.

В оздоровительных целях солнечные лучи видимого и инфракрасного спектров можно принимать в сочетании с воздушными ваннами и в холодное время года на застекленной веранде или в специальном солярии.

Для проживающих в средней полосе время первой солнечной ванны не должно превышать 20 минут. Необходимо обеспечить равномерное воздействие солнечных лучей на все части тела. В дальнейшем время солнечного облучения при хорошей переносимости можно постепенно увеличивать на 5-10 минут, доведя его до максимальной продолжительности - 1,5-2 часа.

Солнечные ванны, принимаемые в движении, обладают оптимальным оздоравливающим эффектом, но их необходимо умело дозировать, стараясь избегать перегрева организма. Их прием хорошо сочетать с водными процедурами.

Солнечные ванны надо принимать за час до еды и не ранее чем через 1,5 часа после еды. Показателем эффективности и полезности солнечных ванн служит самочувствие.

Для адаптации организма первые 2-3 дня целесообразно принимать солнечные ванны в тени в обнаженном виде.

Противопоказаниями для солнечных ванн являются различные острые воспалительные заболевания, повышенная возбудимость нервной системы и другие заболевания, требующие контроля врачей.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ. Вода - прекрасное закаливающее средство, так как она совмещает охлаждающие, нагревающие и механические свойства.

Рассмотрим наиболее распространенные и доступные методы закаливания водой.

3акаливание носоглотки как одного из самых уязвимых мест организма. Его производят полосканием горла прохладной, а затем холодной водой.

Обливание стоп. Эта процедура заключается в обливании нижней трети голени и стопы в течение 25-30 секунд. Начальная температура воды 28-27 °С. Через каждые 10 дней ее снижают на 1- 2 °С до конечной температуры не ниже 10 °С. После обливания ноги досуха вытирают. Процедуру лучше проводить вечером, за час до сна.

Ножные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой при начальной температуре 30- 28 °С. Через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 °С до конечной температуры воды 15-13 °С. Длительность первых ванн - 1 минута. Постепенно их продолжительность увеличивают до 5 минут. В воде рекомендуется слегка двигать ногами. После ванны их досуха вытирают. Ножные ванны проводят незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны. В одну емкость наливают воду с температурой 38-40 °С, а в другую - с температурой 30-32 °С. Сначала ноги погружают в первую емкость на 1,5-2 минуты, а затем - во вторую на 5-10 секунд. Такую смену надо повторить 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру во второй емкости нужно понижать на 1- 2 °С до конечной 15-20 °С, оставляя температуру воды в первой емкости неизменной. Длительность погружения в более холодную воду возрастает до 20 секунд, а количество смен достигает 8-10 раз за процедуру.

Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания. Его можно применять с поздней весны до осени. Длительность его зависит от температуры земли. Особенно полезно ходить босиком по росе, после дождя, по воде.

Обтирание. Его желательно проводить махровой рукавицей или махровым полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Каждую часть тела обтирают отдельно, начиная с периферии, после чего обсушивают досуха. Длительность процедуры 1- 2 минуты. Температуру воды надо снижать на 1 - 2 °С через каждые 10 дней. Начальная температура для младших школьников 32-30 °С зимой и 28- 26 °С летом, конечная - соответственно 22-20 °С и 18-16 °С. Для школьников среднего и старшего возраста начальная температура зимой должна быть равна 30-28 °С, а летом - 26-24 °С, а конечная - соответственно 20-18 °С и 16-14 °С. Обтирание желательно проводить утром, после зарядки.

Обливание водой - наиболее сильнодействующая закаливающая процедура. Проводить ее желательно летом. Обливание производят из лейки или кувшина. Чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, надо соблюдать такую последовательность обливания: спина, грудь, живот, верхние конечности, нижние конечности. Начальная температура воды для младших школьников зимой должна быть не ниже 30 °С, а летом - 28 °С, конечная - соответственно 20 °С и 18 °С. Снижают температуру каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28-26 °С, летом - 24 °С, конечная - соответственно 18-20 °С и 16-15 °С. Общая длительность процедуры - 60-90 секунд. После обливания тело насухо вытирают.

Душ. В этой процедуре в большей степени выражен механический фактор. Пользоваться душем можно в любое время года при температуре не менее 18-20 °С. После физических нагрузок любого характера хорошо принять контрастный душ: попеременно теплый и холодный с увеличивающимся постепенно перепадом температур (от 5-7 °С до15-20 °С). Конечная процедура - холодный душ. Определяющим критерием служит индивидуальная переносимость процедуры. Контрастный душ повышает устойчивость к перепадам температуры, ускоряет восстановительные процессы после физических, интеллектуальных и психо-эмоциональных напряжений.

Купание в открытых водоемах - очень эффективное средство закаливания, так как на организм одновременно действуют три фактора: солнце, воздух, вода. Купание в открытых водоемах можно начинать, когда температура воды в них стабильно установится на уровне не менее 20 °с, а воздуха - 24-25 °С. Начинают купание с пребывания в воде в течение 4-5 минут, постепенно доводя это время до 15-20 минут и более. Время пребывания в воде зависит от степени закаленности, метеорологических условий, возраста. Лучшее время для купания - спустя 1,5-2 часа после завтрака и днем, через 2-3 часа после обеда.

Использование повышенной температуры бани - мощное средство оздоровления и закаливания. Банная процедура влияет на весь организм и его функции. Эффект ее зависит от температуры и влажности воздуха в бане и от длительности пребывания в ней. Использование бани требует строгого контроля. Ее закаливающий эффект заключается в многократном воздействии на организм контрастных температур.

Показателем положительного влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале охлаждения она бледнеет, а затем краснеет, это свидетельствует о положительном эффекте. Если реакции кожи выражены слабо, это означает недостаточность воздействия. Нужно понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, синюшность, озноб, дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае нужно повысить температуру или уменьшить длительность процедуры, либо проделать и то и другое вместе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие физические качества надо иметь для обеспечения хорошего уровня здоровья и каковы пути их формирования?

2. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.

3. Дайте определение закаливания и расскажите, что оно обеспечивает.

4. В чем заключается принцип закаливания?

5. Какие виды закаливания вы знаете?

6. Расскажите, как вы принимаете воздушные и солнечные ванны и в чем ваша методика не соответствует рекомендуемой.

7. Проводите ли вы ежедневно закаливание носоглотки, а если проводите, то в каком порядке?

8. Расскажите о проведении закаливания методом обтирания и обливания.

9. Регулярно ли вы посещаете баню? Если посещаете, то в какой последовательности проводите там процедуры? Расскажите о пользе бани.