Высокие лидерские качества. Умение подать хороший пример. Основные лидерские черты

Качества лидера – харизма, компетентность, ответственность, умение быть гибким, и это далеко не полный список тех черт, которые важно развивать в себе, если есть большие амбиции и желание стать продуктивным, успешным творцом жизни или капитаном организации и даже собственного дела.

Какими качествами должен обладать лидер?

Лидерские качества – это набор навыков, умений, черт характера, ведущих к успешности, признанию и высоким результатам в деятельности. Развитие качеств начинается с принятия на себя ответственности за свою жизнь и того, что в ней происходит. Список качеств, которыми должен обладать лидер обширный, но каждый человек – это индивидуальность и у каждого свой набор черт и особенностей. Ведущий его к успеху.

Лидерские качества руководителя

Какие качества должны быть у лидера? Это должен быть человек с широким кругозором и нестандартным мышлением, умеющим взглянуть на сложившуюся ситуации под разными углами. Увидеть те методы которые изжили себя и не работают и отказаться от них не боясь шагнуть в новое, перспективное, пусть и незнакомое. Основные качества лидера и руководителя:

  • ответственность;
  • сонастроенность с другими людьми и умение выстраивать эффективные взаимоотношения;
  • уравновешенность;
  • умение вести за собой;
  • контроль над своими эмоциями;
  • четкое построение планов и задач;
  • умение работать в команде.

Лидерские качества личности

Основные качества лидера это наработанные навыки, которые постоянно совершенствуются:

  • интеллектуальные способности;
  • гибкость мышления;
  • креативность;
  • стремление к самопознанию;
  • постоянное самосовершенствование и желание узнавать новое, учиться, расти;
  • честность перед самим собой;
  • решительность и смелость познать неизведанное;
  • работоспособность;
  • амбициозность.

Теория лидерских качеств

Лидерские качества человека – Ральф Стогдилл в 1948 г. вплотную начал изучать и структурировать ранее собранные сведения первыми исследователями тех качеств, которыми обладали известные личности – так родилась теория лидерских качеств. В середине 1980-х гг. американский консультант Уоррен Беннис продолжил исследования и при взаимодействии с 90 успешными личностями выделил 4 группы лидерских качеств:

  • управление вниманием;
  • управление значением;
  • управление собой;
  • управление доверием.

Положительные и отрицательные качества лидера

У каждого явления или феномена есть позитивные и негативные аспекты, особенно когда происходит дисбаланс или перекос какого то качества – лидерство здесь не исключение. Положительные качества лидера:

  • харизма;
  • твердость и сила духа;
  • преданность делу;
  • высокая компетентность;
  • коммуникативность;
  • сфокусированность на цели;
  • вера в себя;
  • проницательность;
  • умение просчитывать шаги;
  • страсть;
  • умение слушать и слышать;
  • самодисциплинированность;
  • ответственность.

Отрицательные качества лидера:

  • беспринципность;
  • «мания величия»;
  • «хождение по головам» для достижения успеха не чурается «грязных» способов;
  • высокомерие или господство над другими;
  • трудоголизм;
  • ригидность.

Методики на определение лидерских качеств

Выявление лидерских качеств через тесты и методики помогают увидеть задатки руководителя и ценные качества лидера. Такие методики используются психологами в различных организациях. Тесты на определение лидерских способностей и зарекомендовавшие себя:

  • «Методика самооценки лидерских качеств » – А.Н. Лутошкина;
  • «Способность к лидерству » – Р.С. Немов;
  • «Диагностика лидерских способностей » – Е. Крушельников, Е. Жариков;
  • «Потенциал лидера » – М. Игнацкая;
  • «Диагностика стиля лидерства » – Л. В. Румянцева, на базе исследования стилей лидерства американских психологов К. Левина и П. Леппита.

Как развить лидерские качества?

Развитие лидерских качеств процесс постепенный, состоящий из ряда мелких шагов. Во всем нужна мера, в обратном случае происходит «слив» достижений и чувство вины и агрессии в отношении себя. Составить план на неделю, взять за основу действия, которые будут совершаться каждый день. Например отработка одного навыка с помощью 2-3 упражнений, чтение мотивирующей книги, ведение и анализ дневника. К проработке следующего переходить тогда, когда произошло усвоение и есть уверенность идти дальше.


Упражнения на развитие лидерских качеств

Профессиональные качества лидера взращиваются на основе личностных качеств, развивая себя как личность человек пробует разные ниши, находит свое и всю энергию личностного потенциала направляет на приобретение более глубинного опыта в выбранном деле. Помочь в этом могут следующие простые упражнения, которые надо выполнять как можно чаще для достижения прогресса:

  1. Упражнение «Прыжок в неизведанное». Приобретение опыта в незнакомых действиях будь то обучение танцам, публичные выступления, прыжок с парашютом – это развивает эмоциональный интеллект и способствует расширению кругозора, разрыву шаблонного мышления.
  2. Упражнение «Список убеждений мешающих воплощать задуманное». Какая цель существует на данный момент? Например «Хочу стать ведущим менеджером организации» записать ее в блокнот. Соображения, почему это недостижимо – все прописать, от самых абстрактных, до реальных, пока не иссякнут все аргументы. Дело сделано и листок надо торжественно сжечь.
  3. Упражнение «Умение сказать – нет!». Первая часть упражнения – в этом могут помочь друзья или родственники, которые просят о каком-либо одолжении, например занять крупную сумму и задача ответить отказом без чувства вины и угрызений совести. Тренироваться, пока не начнет получаться. Вторая часть упражнения – учиться отстаивать свои права и сосредоточиться на выполнении всех данных перед собой и другими обязательств, которые предварительно озвучить друзьям и знакомым для самомотивации.

Тренинг на развитие лидерских качеств

Тренинг лидерских качеств – сегодня одна из самых популярных тем для тренинга. Такие известные спикеры как Радислав Гандапас, Ник Вуйчич, Робин Шарма, Брайан Трейси – мотивируют людей по всему миру взять на себя ответственность за свою жизнь и стать творцом той реальности, которую нарисовали для себя. Если есть ощущение внутри, что достоин большего, но нет понимания как, важно начать с маленьких шагов, прочитать книгу об успехе, посмотреть видео, посетить в своем городе тренинг по развитию лидерских качеств, и это будет началом личного лидерского пути.


Книги для развития лидерских качеств

Психологические качества лидера можно и нужно развивать и важно знать что великие лидеры это самые читающие люди на свете. Чтение литературы, написанной известными успешными людьми мотивирует и вдохновляет на достижение целей. Путь полный препятствий, разочарований, делания раз за разом дает полную картину того, что все в этой жизни возможно, а на невозможное просто нужно чуть больше стараний и времени.

Книги, помогающие становлению лидерских качеств:

  1. «Лидер без титула » Р. Шарма. Качества великого лидера разовьются, если вначале стать великим человеком – так утверждает автор. Книга будет полезна как начинающим предпринимателям, так и тем, кто встал на путь самопознания.
  2. «Как становятся лидерами » У. Беннис. Известный тренер по лидерству говорит о нехватки в современном мире людей, по-настоящему обладающих развитыми лидерскими качествами. Лидерами точно не рождаются, но ими становятся, оттачивая свои сильные стороны и избавляясь от шаблонного мышления.
  3. «21 неопровержимый закон лидерства » Дж. Максвелл. Яркие примеры, принципы, и если следовать законам, написанным в книге – лидерство обеспечено. Автор утверждает, что даже самый безвольный человек, прочитав эту книгу вдохновится на изменения в своей жизни.
  4. «Почему люди должны следовать за вами? Книга о том, что значит быть истинным лидером » Р. Гоффи, Г. Джонс. Качества универсального лидера? Их нет, но есть индивидуальность, развивая которую можно стать неповторимым лидером в той области, которую человек для себя избрал. На протяжении 5 лет авторы книги собирали материал, интервьюируя успешных людей – все они разные и каждый нашел свой путь к лидерству и успеху.
  5. «Харизма лидера » Р. Гандапас. Книга о том, как развить харизму – качество, без которого сложно стать успешным и заметным лидером.

Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.

– это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.

В данной статье будут приведены основные лидерские качества, развитие которых способно из любого человека сделать настоящего лидера.

Личные качества лидера

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции , четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Например, Ричард Брэнсон , основатель корпорации Virgin, под управлением которой на сегодня находятся более 300 различных фирм по всему миру, представляет собой образ человека, лидера готового всегда идти на риск. Часто он рисковал всем, как в бизнесе, так и в обычной жизни (взять хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре).

Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.

Сегодня существует много владельцев предприятий, руководителей которые стремятся построить значимое «дело» не рискуя, а работая в стиле «тише едешь – дальше будешь». Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием ».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт . Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе , лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.

НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали - честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество , которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делают самомотивацию регулярной практикой. Вот, что говорил Теодора Рузвельта, один из инициативных и величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал ».

Управленческие и организационные лидерские качества

УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ

Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями , идеалами, умением убедить человека ) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.

ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность , видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера .

Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье ».

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИТУАЦИИ

Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение.

ГОТОВНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера.

Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными.

Как сказал один из руководителей General Motors: «Поля самых различных отраслей промышленности усеяны костями предприятий, лидерские качества руководителей которых были насквозь пропитаны гнилью и моральным разложением, где свято верили в то, что нужно только брать, вместо того чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, который не поддается быстрой замене, - это ее люди ».

Запомните! Способность благодарить и поощрять качество, которое помогает лидеру успешно выполнять организационно-управленческие функции.

Психологические и социальные лидерские качества

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Важным качеством лидера является коммуникабельность , умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят.

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КОЛЛЕКТИВА

Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

Как-то мы с друзьями проводили мозговой штурм на тему, кто такой лидер. У каждого было свое определение. Но в совокупности получился обширный перечень лидерских качеств, что должны быть присущи каждому лидеру. Конечно, среди них есть и более важные, и менее важные. Тем не менее, все они помогают человеку быть многогранным и более полно реализовать себя.

Я постараюсь как-то обработать эти данные и выложить на блог. А пока посмотрим, какие качества для лидера считаются основными .

Чем лидер отличается
от просто хорошего человека

– это маяк, что освещает путь и указывает направление движения. Поэтому просто хороший человек, даже имея пять пядей во лбу, не будет лидером, если он не сможет увлекать других. А для этого надо иметь интересы, немного шире, чем собственные.

Лидером может стать только тот человек, кто не просто занимается собственным саморазвитием и желает СЕБЯ полностью реализовать. Лидеры мыслят шире – их интересует развитие ДРУГИХ людей и их самореализация.

Если хороший человек ищет, как можно реализовать себя, развить свой творческий потенциал, то лидер заинтересован в творческом развитии других людей.

А самое главное, его интересуют не только свои собственные результаты, а результаты тех, кто идет за ним. Он не идет по плечам и головам тех, кто поднял его, а старается поднять наверх других.

Я не знаю, как можно назвать это качество одним словом, поэтому не включила его в общий список. Но на самом деле, это и есть главная отличительная черт а лидера.

Пять
основных качеств
ЛИДЕРА

Качество 1 .
Целеустремленность .

Лидеры всегда четко знают, к чему и за чем они идут. Только зная это, можно повести за собой людей. Иначе будет просто толпа, а ты будешь только ее единицей. И каждый в этой толпе не будет знать, куда он бредет.

Конечно, познать свою цель не просто. Для этого, прежде всего, надо познать себя и свое предназначение. Если человек знает, ради чего он живет, ему легко понять, чего же он хочет достичь. А люди уже присоединяются к идеи и идут за тобой.

И еще очень важно определить, сколько будет стоит достижение этой цели. Ибо, когда ведешь за собой других людей, ты уже взваливаешь на свои плечи ответственность и за них. По крайней мере, надо быть честным, чтобы сказать им, что за все в этом мире надо платить. Ради достижения поставленной цели им придется чем-то пожертвовать.

И конечно же, к своей цели надо двигаться настойчиво.

Качество 2 .
Ответственность .

Сейчас я говорю об ответственности в широком смысле слова. Прежде всего, конечно же, ответственность за себя, свои мысли, свои поступки и свои решения.

У лидера нет вопроса “Кто виноват”, он всегда думает “Что делать”. Потому что он знает, что всему есть причина, а любой поступок имеет следствие. В мире ничего просто так не происходит.

Ответственность – это также умение выполнять . Такие люди всегда ответственны за свои слова. Они не обещают того, в чем сами не уверенны.

И наконец, самая большая ответственность – это ответственность за других, тех, кто поверил тебе и пошел за тобой. “Мы в ответе за тех, кого мы приручаем” – это один из девизов их жизни.

Качество 3 .
Постоянный личностный рост .

Никто не пойдет за человеком пустым, которому нечего дать другим. Лидер никогда не стоит на месте в личностном развитии. Он постоянно развивает себя. Он всегда работает над своим внутренним миром, развивая те или иные положительные качества.

А еще он углубляет свою компетенцию, чтобы стать истинным профессионалом в своей отрасли.

Приятным бонусом неустанной работы над собой является развитие творчества и креативности. Лидеры – это люди, имеющие живое мышление. Они всегда стараются любой проблемы.

Качество 4 .
Самодисциплина .

Самодисциплина – это краеугольный камень успеха в любом деле. Только тот, кто обладает сильной волей, может нацелить себя на выполнение нужных дел. Он способен “есть лягушек”, если это нужно.

Делать то, что тебе некомфортно, – это настоящая лидерская привычка. Как раз действие отличает его от других людей.

А самодисциплина помогает ему в этом. А еще важно при этом уметь преодолевать свои сомнения и перед новым. Дорога к успеху лежит только через преодоление себя и своих страхов.

Качество 5 .
Умение общаться .

Необходимость этого умения вытекает из самой природы лидерства. Как же можно вести за собой людей, если ты не можешь с ними общаться?!

Наука общения — очень обширная, в коротком абзаце всего не скажешь. Но можно отметить основные моменты, что нужно уметь:

  • Говорить просто, лаконично, по сути. Простота – это показатель порядка в мыслях. Она говорит, что в голове выстроена четкая концепция и ей можно следовать.
  • другого человека. Только так можно узнать истинные его запросы и дать то, что ему нужно.
  • Уметь убеждать. Но под этим подразумевается не манипуляция чужими умами, а умение зажигать людей своими идеями.

Итак, лидер – это человек, за которым стоят другие люди. Это — его команда. В любом деле совместными усилиями команда способна творить чудеса.

Если вы хотите быть успешными, то развивайте в себе лидерские качества и формируйте свои команды. Тогда успех не заставит вас ждать.