Как исправить негативное влияние школы на здоровье учащихся? Влияние школы на здоровье учащихся: факторы риска. Влияние факторов школьной среды на здоровье ребенка

Елена Аниськова, Алёна Силакова

Научно-исследовательская работа по валеологии.

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме: состояние здоровья школьников в России, в Амурской области
  2. Проконсультироваться с врачом ЦРБ о состоянии здоровья школьников в Октябрьском районе
  3. Проанализировать результаты диспансеризации учащихся МОУ СОШ №2
  4. Проконсультироваться с медицинской сестрой школы о состоянии здоровья учащихся школы
  5. Выявить возможные причины ухудшения здоровья школьников
  6. Исследовать факторы, влияющие на здоровье учащихся
  7. Провести анкетирование среди учащихся на выявление самооценки факторов влияющих на здоровье
  8. На основе полученных результатов сделать выводы и выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

  1. Опрос
  2. Анкетирование
  3. Статистическая обработка
  4. Анализ результатов

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА»

Состояние здоровья школьников МОУ СОШ №2

И факторы, влияющие на него

Исследовательская работа по валеологии

Выполнил:

Аниськова Елена Николаевна,

Силакова Алёна Сергеевна

учащияся 11Б класса

Руководитель:

Мешкова Евгения Александровна

2010 -2011 год

  1. Введение
  1. Заболевания школьников Амурской области, Октябрьского района, учеников МОУ СОШ №2
  1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся
  2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников
  1. Заключение
  1. Введение

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. все дети обязательно ходят или будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если не позаботиться об этом сейчас, болезни, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация ясна: с каждым годом здоровье учеников становится все хуже и хуже.

Еще в начале 40-х г.г. 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист).

Возможно, поэтому школа по сегодняшний день продолжает возлагать на плечи учеников определённый круг обязанностей, ожидая жизнерадостное и охотное их выполнение. А в ответ мы видим, что мотивация к учению у современных школьников с каждым годом снижается. Не потому ли это, что физическому здоровью школьника уделяется слишком мало внимания.

Несмотря на некоторые попытки улучшить сложившуюся ситуацию, в целом по России обстановка не улучшается. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития.
Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты?
От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата.
Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.

Чтобы выяснить, какова ситуация с состоянием здоровья учащихся нашей школы, каковы возможные причины возникновения заболеваний и как улучшить сложившуюся ситуацию, мы провели исследовательскую работу.

Цель работы: изучить состояние здоровья учащихся МОУ СОШ №2 и факторы, влияющие на него, выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья.

Работа построена в соответствии с задачами, которые автор перед собой ставит

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме: состояние здоровья школьников в России, в Амурской области
  2. Проконсультироваться с врачом ЦРБ о состоянии здоровья школьников в Октябрьском районе
  3. Проанализировать результаты диспансеризации учащихся МОУ СОШ №2
  4. Проконсультироваться с медицинской сестрой школы о состоянии здоровья учащихся школы
  5. Выявить возможные причины ухудшения здоровья школьников
  6. Исследовать факторы, влияющие на здоровье учащихся
  7. Провести анкетирование среди учащихся на выявление самооценки факторов влияющих на здоровье
  8. На основе полученных результатов сделать выводы и выработать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников

Гипотеза: Образовательная деятельность представляет опасность для здоровья школьников. Ученики в школе не только получают знания, но и ряд болезней, связанных с физическим и психологическим состоянием детского организма.

Основополагающий вопрос: Вредит ли наша школа здоровью учащихся?

Методы работы

  1. Опрос
  2. Анкетирование
  3. Статистическая обработка
  4. Анализ результатов
  1. Заболевания школьников Амурской области и Октябрьского района

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Как показывают исследования по Амурской области, перечень заболеваний, которые приобретаются ребенком уже на момент окончания только начальной школы, выглядит так: на первом месте увеличение щитовидной железы, это способствует повышению утомляемости ребенка, его раздражительности; на втором - кариес, на третьем - снижение остроты зрения (близорукость), на четвертом месте – нарушение осанки ребенка.

Проконсультировавшись с врачом детской ЦРБ Абрамич С.А., нам удалось выяснить, что среди наиболее распространённых заболеваний школьников, выявленных в результате медицинских осмотров и амбулаторных приёмов, следующие:

  1. увеличение щитовидной железы
  2. кариес
  3. нарушение осанки, плоскостопие
  4. снижение остроты зрения
  5. ОРВИ (сезонно)
  1. Результаты медицинского осмотра в МОУ СОШ №2

Медицинский осмотр учащихся МОУ СОШ №2 (13.10.2010-21.10.2010 года), проводился следующими врачами: хирургом, окулистом, ЛОР, невропатологом, врачом-психиатром.

Наиболее распространёнными заболеваниями учащихся МОУ СОШ №2 по результатам медицинского осмотра являются: увеличение щитовидной железы 298 учащихся, 82% от общего количества учащихся, кариес 142 ученика, 39%; ОРВИ 56 учеников, 15%; избыток веса 14 учеников, 4% .

По сравнению с результатами диспансеризации прошлого года появились новые заболевания:

  1. киста яичника
  2. укорочение ноги
  3. хронический остеомиелит

У 14 человек нехватка веса;

14 человек - избыток веса;

9 человек страдают ожирением;

Увеличилось количество учащихся, страдающих заболеваниями:

  1. увеличение щитовидной железы – на 129 человек
  2. кариес – на 44 человека
  3. ОРВИ – на 40 человек
  4. ожирение – на 5 человек
  5. плоскостопие – на 7 человек
  6. гайморит – на 5 человек

Уменьшилось количество больных энурезом на 2 человека.

  1. Результаты анализа медицинских карт учащихся

По данным медицинских карт учащихся, предоставленным медицинской сестрой школы, ученики имеют следующие хронические заболевания.

Таб.№1

Класс

количество и ФИО учеников

заболевания сердечно-сосудистой системы

опорно-двигательного аппарата

заболевания нервной системы

дыхательной системы

органов слуха

зрения

аллергия

Болезни почек

11А

11Б

11В

Всего уч-ся

Из таблицы видно, что наиболее распространёнными хроническими заболеваниями являются: заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Таб.№2

класс

Группа здоровья

11А

11Б

11В

Всего уч-ся

Здоровые ученики школы составляют всего 6 % от общего количества учащихся школы (1 группа здоровья), 88% относятся ко 2 группе здоровья, 5% учеников имеют 3 группу здоровья.

  1. Возможные причины возникновения заболеваний школьников

Среди возможных причин возникновения заболеваний школьников в «Учительской газете» освещаются следующие.

Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.

В своей работе мы исследовали нижеуказанные факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.

1. Влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья учащихся

Результатом возникновения тех или иных заболеваний является деятельное неблагоприятное воздействие социально-экономических факторов проживания в семье.

Изучив социальный паспорт школы, мы подсчитали количество учеников с неблагоприятными социально-экономическими условиями жизни и проконсультировались с медсестрой МОУ СОШ №2, которая предоставила данные из карт о состоянии здоровья этих учащихся. Результаты получились следующие.

Таб. №3

Социально-экономические условия в семье

Количество учащихся по школе

Из них здоровые

Из неполных семей

Из многодетных семей

Из неблагополучных социально-опасных семей

Детей из «группы риска»

Стоящих на учёте в ПДН

Стоящих на учёте в КДН

Находящиеся под опекой, на попечительстве

Таким образом, определённое количество учащихся приходят в школу уже с имеющимся риском возникновения тех или иных заболеваний.

2. Влияние организационно-педагогических факторов на состояние здоровья школьников

Согласно обзору изученных нами источников, плачевное состояние здоровья детей - результат целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:

Несоблюдение условий организации учебного процесса - состояние микроклимата и интерьера мест нахождения учащихся;

Несоответствие технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;

Чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

Недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

Недостаточная физическая активность школьников;

2.1. Условия организации учебного процесса

Еще в начале 19в. в результате первых исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и условиями в школе.

Здоровье человека в значительной степени определяется состояни ем условий обучения, микроклимата и интерьера мест его нахождения. Оптимизация этой среды достигается за счет светового, цветового комфорта, воздушного режима и т.д.

В результате опроса учащихся и учителей о степени освещенности, соблюдении воздушного режима, санитарно-гигиенических норм, соответ ствии школьной мебели возрасту учащихся, визуальной комфортности в классах были сделаны следующие выводы.

По мнению учащихся и учителей школы в школе соблюдаются санитарно – гигиенические нормы, проводится ежедневная двухразовая влажная уборка школьных помещений каждую смену, генеральные уборки не реже двух раз в месяц.

Во время отопительного сезона отмечается нарушение воздушного режима. В кабинетах №16, 5,6,7,8,10,11,12 очень душно, все кабинеты проветриваются во время перемены и уроков. Возможно это одна из причин частых ОРВИ у учащихся школы.

Школьная мебель в кабинетах соответствует возрасту учащихся. Но в связи с недостаточным количеством кабинетов, некоторые уроки в классах среднего и старшего звена проводятся в кабинетах для начальной школы.

Хуже освещенными по сравнению со всеми называют кабинеты № 3, 9, 14.

Все кабинеты ученики и учителя школы считают визуально комфортными.

Можно сделать вывод, что условия обучения не идеальны и их недостатки обуславливают развитие наиболее распространённых заболеваний в МОУ СОШ №2, таких как нарушение осанки, близорукость, частые ОРВИ.

Сколько весит ранец?

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклассников, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен весить не более 1,5 кг. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники носят учебники на 6,4 кг – гораздо больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке – с 1-2 кг учебного груза.

Это ведёт к проблеме с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Как питается российский школьник?

Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов, обеды которых оплачиваются из местного бюджета. Дети постарше голодными не остаются – питаются в буфете, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников.
Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка недополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории.

2.2. Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса, отрицательно сказывающаяся на здоровье детей, проявляется в следующем: отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом.

Однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);

Требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей нанимать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам, к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание - стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.

Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, профильные классы, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше вводится новых, нужных и интересных предметов. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам – еще одной школьной болезни.

Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи.
Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто не вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды.

По результатам анкетирования учащихся МОУ СОШ№2 на выявление признаков заболеваний нервной системы наблюдается рост от начальной школы до старших классов.

Таб.№4

Проявляются признаки заболеваний нервной системы.

Начальная школа

Среднее звено

Старшие классы (9А,Б,В,

11А,Б,В)

  1. Беспричинные головные боли, при волнении, после посещения школы.
  1. Слабость, утомлённость после занятий.
  1. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела
  1. Навязчивые движения (теребит одежду, грызёт ногти, заикается и т.д.)

2.3. Недостаточная физическая активность школьников

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Двигательный режим школьника МО СОШ №2 складывается в основном из подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, из прогулок перед сном и активного отдыха в выходные дни.

Ученики нашей школы недостаточно физически активны. Их физические нагрузки сводятся в основном к 2 часам занятий физической культурой в школе.

В среднем по школе лишь 23 % учащихся занимаются спортом дополнительно, посещают секции, спортивные клубы и танцевальные кружки.

1А класс – 8% учащихся; 1Б – 47%; 2А – 34%; 2Б – 0%; 3А – 21%; 3Б – 8%; 4А – 43%; 4Б – 13%; 5А – 0%; 5Б – 42%; 5В – 32%; 6А – 37%; 6Б – 8%; 7А – 28%; 7Б – 48%; 8А – 40%; 8Б - 4%; 9А – 21%; 9Б – 40%; 9В – 25%; 11А – 31%; 11Б – 13%; 11В – 12%;

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно–сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

V. Самооценка школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Среди учащихся 4-11 классов нами был проведен тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья по методике Н.К. Смирнова. Анализ анкеты показал следующие результаты.

С 1-3 вопросы описывают привычки, связанные с риском возникновением болезней опорно-двигательного аппарата: 42.5%учащихся подвержены риску; 54% не подвержены.

С 4-6 вопросы касаются риска, связанного с недостаточной или избыточной двигательной активностью: 25% учащихся подвержены риску; 75% не подвержены.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь. а) да-44ч.(20%); б) нет-191ч.(80%);

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях). а) да-66ч.(39%); б) нет-136ч.(61%);

6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой / мне приходится поднимать тяжести.

а) да-78ч.(33%); б) нет-150ч.(67%);

7вопрос относится к риску, связанному с неправильным питанием.

7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как. а) да.(37%); б) нет(63%);

8 вопрос относится к риску, связанному с ухудшением зрения: 33% учащихся подвержены риску; 67% - нет.

На 9 вопрос анкеты 77%учащихся ответили, что они заботятся о своём здоровье, 23% нет.

По 10 вопросу результаты следующие: 28% имеют вредные привычки; 80% - не имеют.

С 11-12 вопросы освещают влияние школы на здоровье детей.

11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

А) да-98ч.(43%); б) нет29%); в) затрудняюсь ответить-60ч.(27%).

12. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье-55ч.(25%); б) наносят здоровью вред методами сво его преподавания-25ч.(13%); в) подают хороший пример-44ч.(23%); г) подают плохой пример-3ч.(1%); д) учат, как беречь здоровье-51ч.(24%); е) им безразлично мое здоровье-30ч.(14%).

13 вопрос касается интенсификации учебного процесса на уроке.

13. Какие состояния для тебя наиболее типичны на уроках?

а) безразличие-11ч.(5%); б) заинтересованность-101ч.(45%); в) усталость-40ч.(18%); г) сосредоточен ность-29ч.(13%); д) волнение; беспокойство-21ч.(9%); е) что-то другое-19ч.(8%).

  1. Заключение

По итогам проделанной нами работы можно сделать следующие выводы.

Как мы и предполагали, образовательная деятельность действительно представляет опасность для здоровья. Это доказывают перечисленные выше организационно-педагогические факторы, отрицательно влияющие на здоровье, которые имеют место в нашей школе.

Но многие ученики считают школу и учителя своим союзником, который помогает им заботиться о здоровье, большинство учеников, по их мнению, заботятся о своём здоровье, хотя некоторые факты этому противоречат. Такие как отказ от горячего питания, дополнительных занятий физической культурой. Условия обучения в школе так же имеют некоторые недостатки, такие как двухсменка, нарушение воздушного режима и другие.

Таким образом, ответ на основополагающий вопрос следующий: современная школа всё ещё вредит здоровью ребёнка, но в то же время её беспокоят проблемы здоровьесохранения. Многие ученики отмечают тот факт, что школа и учителя помогают им заботиться о своём здоровье.

Изучив состояние здоровья учащихся нашей школы, возможные причины возникновения заболеваний мы предлагаем рекомендации по улучшению сложившейся ситуации.

К сожалению, знание нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.

Таким образом, целью должна быть не констатация фактов, а поиск возможных путей решения проблемы.

Мы предлагаем следующие пути изменения сложившейся ситуации

1. Разгрузка учащихся современной российской школы должна быть связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологий учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей. Каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Включение каждого обучаемого в деятельность, соответствующей его зоне ближайшего развития.

Именно поэтому важной является научная разработка и использование в практике каждой школой нашего района здоровьесохраняющих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей и учёта образовательных потребностей каждого школьника.

Каждому учителю необходимо учитывать индивидуальный темп обучения, создавать условия, обеспечивающие психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.

Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.).
Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.

  1. Школа не может и не должна решать проблему здоровьесбережения школьников в одиночку, хотя и может сделать многое.

Центральной районной больнице необходимо проводить просветительскую работу в сотрудничестве со школами района. Проводить лекции для родителей и детей на родительских собраниях и классных часах о методах профилактики наиболее распространённых заболеваний учащихся школы.

3. Необходимо в каждой школе создать группу, в которую входили бы учителя, ученики и родители и которая бы проводила ежегодную проверку, ограничивала бы непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку.

3. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

Необходимо продолжать работу по вовлечению учащихся в спортивные секции. Организовать работу секций в каждой школе района.

Учителям физической культуры разработать систему упражнений лечебной физкультуры для профилактики развития наиболее распространённых заболеваний у учащихся. Организовать секцию ЛФК.

Во избежании проблемы нарушения осанки мы советуем принять меры по снижению веса портфеля школьника. Для этого школам района закупить второй комплект учебников для занятий в школе или разрешить ученикам носить один учебник на парту. Ежегодно проводится экспертиза учебников на всероссийском сайте. Необходимо выйти на сайт с рекомендациями изготавливать учебники с гибкими обложками, большие издания делить на несколько томов, чтобы снизить вес учебника.

На уровне района необходимо проводить работу по улучшению социально-экономических условий проживания в семье. Создавать рабочие места для малообеспеченных родителей.

В заключении вспомним о том, что определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов».

Исходя из определения, можно сделать следующие выводы: школа не в силах устранить те или иные заболевания школьников или их физические дефекты. Но школа и общество должно обеспечивать физическое, душевное и социальное благополучие детей.

«Школа – второй дом! Дети должны с радостью ходить в школу (и не только потому, что там им знания дают)! Они должны чувствовать себя, как дома!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бобырь. А. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
  2. Давиденко.Д., Петленко. В.и др. Основы здорового образа. // «ОБЖ» № 3, с.56
  3. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. / Сост.: Н.В.

Анисимов, Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  1. Егоров. Д. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. //

Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.-

Выпуск № 2, с.15

  1. Масликова. Т. В состоянии цейтнота// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
  2. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. Кучма В.Р.,

Сухарева Л.М. и др.-М., 2002

  1. Безруких. М.Здоровье детей и школьные факторы риска. – www.ruscenter.ru
  2. Николаев. Н.Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся. – www.ruscenter.ru
  3. www.breath.ru/education.html
  4. www.sport.iatp.org.ua/

Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни». Действительно, исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровы. Отношение к здоровью принципиально изменилось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание своему здоровью и все больше уповали на лечение возникших его нарушений, на врача. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. В СССР провозглашался принцип социально-профилактической направленности медицины, ее бесплатности, доступности, и можно было ожидать, что заболеваемость существенно снизится, а число здоровых людей значительно увеличился. Однако статистика говорит о другом. Очевидно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно.

Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы, имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья…– ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. Дорогу осилит идущий!

3. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.

Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов, конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами.

Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально – психологической и духовно – нравственной составляющей понятия. Действительно, для характеристики состояния населения, как правило, используется классическая триада: смертность в различных возрастах группах, уровень и структура общей заболеваемости, а также достигнутый уровень физического развития. Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев. Психологическую составляющую здоровья мы имеем возможность оценить, но разрозненно, не целостно (уровень интеллекта отдельно, уровень тревожности отдельно – а где же целостная картина?). Об оценке духовно-нравственной составляющей здоровья говорить вообще не принято. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заметить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект.

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко, яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу. Конечно, используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и мясо, можно несколько снизить вред для здоровья. Но ходить в противогазе, защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и т.п. – невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.

5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

К ним относится описанный в специальной и популярной литературе широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально – психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городской жизни определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков.

6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.

6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.

6.3. Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное – пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских центров, что не удивительно, так как осуществляют эту деятельность обычно медики, более компетентные в вопросах диагностики и лечения заболеваний, а не их профилактики с использованием социально-психологических технологий.

6.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого – физически и духовно – человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских – десятое.

6.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.

7. Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно – профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.

8. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья. Тот факт, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п., общеизвестен. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводимые нами исследования (опрос, анкетирование, тестирование) свидетельствуют, что по компетентности в этих вопросах учителя находятся на уровне других специалистов с высшим образованием – инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!»

Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не заметно. В этом вина как самого учителя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратившей учителя в одну из самых низкооплачиваемых профессиональных групп населения. Однако трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов – «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п., специалисты связывают до 40% детского – подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в 1,2 – 2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не все благополучно), детей со сниженным функциональным зрением, хронической патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от обмена и интенсивности учебной нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Опасность для здоровья этого состояния показал еще Г.Н.Сперанский. Согласно его исследованиям, если у ребенка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомление. Уже тогда был разработан целый комплекс мер борьбы с чрезмерным утомлением.

Физиологическая основа утомления – угнетение деятельности корковых центров. В дальнейшем торможение распространяется на подкорковые центры, угнетается сосудистая активность, затрудняется выработка условных рефлексов. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может стать хроническим. Особенно часто хронизация утомления происходит у одаренных детей. Ведь ранняя одаренность – это увлеченность, а люди, и особенно дети, плохо контролируют свои увлечения.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором – оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном развития утомления обычно является безразличное или угнетенное эмоциональное состояние.

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся, – экзаменационный стресс. Особо пристрастное внимание к этому вопросу в этом году связано с введением в ряде регионов страны единого выпускного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование – уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний – очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося). Но встречающиеся плохие экзаменаторы – это не повод отменять саму процедуру экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицированных учителей – не повод закрывать все школы.

Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.



Собко Людмила Александровна МБОУ лицей «Вектор» г. Хабаровск

Школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников.

(Выступление на заседании МО учителей наук политехнического цикла)

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.

Сократ

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические вредности. Никто не отрицает генетической отягощенности. И все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

Согласно ст. № 12, 13, 20, 32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы. По данным различных исследований состояние здоровья в первую очередь определяется физической и социальной средой, образом жизни и в меньшей степени зависит от здравоохранения.

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является здоровье школьников. «Именно в школьный период, - подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному собранию, - формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая тот факт, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.

Однако устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников дает основания для беспокойства, как родителей, так и государства. Факторов, влияющих на такое положение дел, становится с каждым годом больше.

Педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе, ответственный за здоровье детей. Их главная задача - снизить школьные факторы риска, связанные с неудовлетворительными условиями обучениями, нерациональной организацией учебного процесса, низкой двигательной активностью, несоответствием методик обучения возрастным возможностям школьников и т.д. - словом, с факторами, которые негативно влияют на здоровье школьников.

В связи с данным направлением работы каждой школе необходимо выявить принципы здоровьесбережения в организации урока, как основной формы учебного процесса и определить резервы и возможности совершенствования этой работы.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):

    стрессовая педагогическая тактика;

    интенсификация учебного процесса;

    несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

    нерациональная организация учебной деятельности;

    функциональная неграмотность педагога;

    отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

С трессовая педагогическая тактика .

Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика («Опять все тебя ждут!», «Опять ты не выполнил задание!» или «Ну что это за почерк!», «Ты опять не успел», «Совсем не стараешься», «Откуда таких понабирали»…) становится типичной и в конечном итоге приводит к сильнейшему стр ессу.

Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, жестким педагогом, воспитателем текущая заболеваемость в 2 раза выше, число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5 - 2 раза больше, чем в классах со спокойным и доброжелательным педагогом (при равных условиях обучения).

Интенсификация учебного процесса

Интенсификация учебного процесса идет различными путями.

Первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН…) особенно в лицеях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в основной школе 7,2 – 8,3 часов в день, в среднем звене 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 10 – 12 в основной школе и 13 – 15 в средней. Существенное увеличение учебной нагрузки в школе не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно- психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунным и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость и другие нарушения. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психсоматических и других заболеваний. Отмечается тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей.

Есть второй вариант интенсификации – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению домашних заданий, и также к перегрузкам и утомлению… Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности…

Эдуард Днепров, бывший Министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65-70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки,

чтобы погулять.

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей

Форсирование обучения письму и чтению; методика обучения безотрывному письму выступает третьим по значимости фактором риска, вызывающим повышенное напряжение, переутомление.

Нерациональная организация учебной деятельности

Сокращение перемен, отсутствие часа активного отдыха после 3 урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4 – 5 раз изменяется вид деятельности школьника (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода максимальной работоспособности). Школьники всех классов недосыпают 1,5 – 2,0 часа в 80 – 90% случаев.

Какое – то время ребенок может выдержать такую напряженную жизнь, а потом жертвует – или школой (исчезает мотивация: стал лениться, не хочет учиться, не старается…), или здоровьем.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения создают «идеальные» условия для развития нервно - психических заболеваний.

Функциональная неграмотность педагога

Еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально – комфортное развитие и здоровье школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка.

Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения

перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников,

сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации шко лы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направ ленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной орга низации учебно-воспитательного процесса являются:

Организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

Использование на уроках здоровьесберегающих тех нологий.

Научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача общеобразовательных учреждений.

Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться: не болеть, быть здоровым.

Здоровьесберегающая технология не является альтернативной всем другим системам и подходам.

Содержание и организация обучения всегда должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Подбор объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика - одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе очень трудно.

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывает с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся, - «экзаменационный стресс». Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов к доске, контрольная работа, тестирование - уже маленький экзаменационный стресс. Но это не повод отменять процедуру экзамена. Лишь необходима такая процедура проверки знаний, при которой соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы требования, обеспечены атмосфера справедливости и доброжелательности, и принять во внимание индивидуальные особенности отвечающего.

И еще об одном факторе здоровье сбережения хочется сказать – это воспитание в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде дома. Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношении между родителями, понимании ребенка, характеру знаний с ребенком, социально бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества.

В школе был проведен опрос о факторах неблагоприятно влияющих на здоровье школьников. Учащиеся ответили на вопросы: и к факторам в большей степени влияющих отрицательно на их здоровье они указали: большой объём домашних заданий, количество уроков; раннее начало уроков в 1 смене, и поздний конец уроков во 2 смене; сложность изучаемого материала; питание в школьной столовой; в начальных классах тяжесть школьных портфелей; в старших классах предстоящие экзамены; шестидневное обучение и нервные учителя.

Именно на воспитание культуры здоровья подрастающего поколения должны быть в направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья являются информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к нам учителям.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Памятка для учителей

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возмож ность длительно поддерживать умственную работоспособ ность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Правило 1. Правильная организация урока.

Организация урока должно обязательно включать три этапа:

1-й этап: учитель сообщает информацию (одновремен но стимулирует вопросы);

2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

-левополушарные люди - для них характерен сло весно-логический стиль познавательных процессов, склон ность к абстрагированию и обобщению;

-правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

-равнополутарные люди - у них отсутствует ярко-выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия ин формации различают:

    аудиальное восприятие;

    визуальное восприятие;

    кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как

в течение учебного дня, так в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

    5-25-я минута - 80%;

    25-35-я минута - 60-40%;

    35-40-я минута - 10%.

Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Воспитывать молодое поколение — очень сложная задача и школьные учителя не всегда могут справиться с детьми, увлечёнными исключительно компьютерными играми. Следует понимать, что влияние школы на здоровье учащихся должно быть направлено на преодоление сидячего образа жизни, путём привлечения к спортивным занятиям.

Необходимо прямо в учебном заведении организовывать кружки и соревнования с подвижными играми, это и будет положительное влияние школы, здоровье ребёнка напрямую зависит от времени, которое он проводить на свежем воздухе. Судя по исследованиям учёных, сейчас молодые люди и дети более подвержены всяческим инфекционным заболеваниям, кроме того, растёт число больных аллергией. Всё это следствие плохой экологической ситуации во многих районах России, но только на плохую экологию нельзя списывать все болезни.

Известно, что дети большую часть дня проводят в школе, потом ещё и дома делают домашние задания, в результате, их рабочий день довольно часто длится 10 часов и более. Такое положение вещей не прибавит здоровья никому, а у детей, с их развивающимся организмом, вызывает снижение иммунитета и неспособность противостоять различным вирусам. Из-за постоянного напряжения глаз снижается зрение, причём виноваты в этом не только современные средства связи и компьютеры. Из-за недостатка движения, неправильной посадки за столом, могут возникнуть негативные изменения в позвоночнике и костной системе.

Программа обучения с каждым годом становится всё более насыщенной и напряжённой, детские умы просто не в состоянии успеть за всеми нововведениям и усвоить необходимый материал. В результате страдает и нервная система, если ребёнок стремится получать хорошие оценки, ему необходимо сидеть за книгами и тетрадями практически весь день. Если прибавить к этому плохое освещение в классе, неправильную подборку высоты и формы парты, создаётся весьма неблагоприятная картина.

Чтобы сохранить здоровье детей, необходимо срочно пересматривать школьную программу, в которой не должно быть никаких лишних сведений, либо их надо подавать в ограниченном количестве. Уроки физкультуры — это, конечно же, прекрасно, но для хорошей физической формы всё-таки маловато. Если у детей освободится время для занятий спортом, значит, у них появится больше энергии и улучшится здоровье. Некоторые тренеры делают из детей машину для завоевания первых мест и медалей, но это тоже неверный путь. Занятия физическими упражнениями должны приносить удовлетворение и лёгкую усталость, а не делаться буквально, на разрыв мышц.

В старших классах детям предстоит сдавать многочисленные зачёты и экзамены, из-за которых они долгое время находятся в стрессовом состоянии, с этим тоже что-то надо делать. Необходимо в каждой школе наличие психолога, чтобы каждый ребёнок мог придти к нему и попросить о помощи, ведь длительные стрессы крайне негативно действуют на психику любого человека, а уж ребёнка — тем более. Классы должны быть просторными, светлыми, обязательно нужна возможность проветривать их, чтобы всегда был свежий воздух.

На нормальное психологическое состояние большое влияние оказывает даже цвет стен и столов, за которыми сидят ученики, об этом тоже следует посоветоваться со специалистами. Большое влияние на здоровье школьников оказывает и питание, которое предлагается им в школе, ответственные люди должны внимательно следить за качеством продуктов и вкусом блюд, чтобы дети были сыты и здоровы.

Влияние школы на здоровье учащихся трудно переоценить, ведь в стенах учебного заведения дети поводят много времени, важно таким образом составить учебную программу, чтобы в ней хватило места для занятий основными науками и отдыхом, следует мотивировать ребят, чтобы они посещали бассейны и спортивные залы.

Гришина Дарья

Исследовательская работа "Влиянние компьютера на здоровье школьников".Выбор данной темы является не случайной,при изучении на уроках биологии зрительного анализатора, мне пришла идея изучить влияние ПК на зрение, но в ходе работы я решила расширить тему «Влияние компьютера на здоровье школьника»

Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.

Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.

Скачать:

Предварительный просмотр:

III Районный Фестиваль науки

Секция: Биология, химия, экология, география

« Влияние компьютера на здоровье школьника »

Гришина Дарья Валерьевна

Ученица 8 класса

МБОУ Рождественская средняя

Общеобразовательная школа

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

Научный руководитель:

Марьина Наталья Николаевна

Учитель: Биологии,Химии.

Лаишево 2013 год

  1. Введение……………………………………………………………… 3
  2. Основная часть……………………………………………………….. 5

    1. Факторы, связанные с длительной работой на компьютере…… 5
    2. Результаты исследования и обсуждения ……….. …………… 6
    3. Организация учебной и досуговой деятельности дома…………. 8

  3. Заключение…………………………………………………………… 11
  4. Список литературы………………………………………………….. 12
  5. Приложения………………………………………………………….. 13
  1. Введение.

Актуальность темы.

Выбранная тема является актуальной, потому что мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. В наше время в каждой пятой семье имеется компьютер. И поэтому необходимо знать, как правильно пользоваться компьютером, чтобы не навредить здоровью.

Проект поможет осознать, что при постоянном злоупотреблении компьютером, он может нанести неоценимый вред здоровью и психике человека, а так же развить зависимость. Необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером.

Охрана здоровья школьника – проблема многогранная, которая может быть решена на основе комплексного подхода, учитывающего целый ряд факторов: педагогических, медицинских, правовых, технических, организационных. Однако, несмотря на то, что этим вопросом занимаются многие специалисты, эта работа пока еще мало эффективна. По данным Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2008 гг. выросло количество детей с заболеваниями зрения, нервной системы, органов пищеварения.

Список литературы

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02)
  2. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03).
  3. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков// Воспитание школьников.– 2009. – № 10 – С. 23-25
  4. Концевой М.П. Здоровье и компьютер// Информатика и образование.– 2000.– № 1– С.88-91

Интернет-ресурсы:

4.Какую роль играет ПК В вашей жизни?(+,-)

5.Используйте ли вы компьютер при подготовке к урокам?

6.При подготовке к каким урокам чаще всего требуется компьютер?

7.Как вы думаете влияет ли компьютер на ваше здоровье?

8.В норме ли ваше зрение?

9.Вы зависите от компьютера?

10.Чаще всего для каких целей вы используйте компьютер?

А) Игры

Б) Общение

В) Поиск информации

11. Знаете ли вы правила пользования компьютером.(Гимнастика для глаз, перерывы, осанка)

12. Соблюдаете ли вы их?

13. Как вы думаете, кто должен следить за тем сколько времени вы проводите за компьютером? (вы сами, родители, учителя)

Анкета для родителей.

1.Есть ли у Вас ПК (компьютер)?

2. Сколько времени проводит Ваш ребёнок около компьютера?

3.Какую роль играет ПК в Вашей жизни?(+,-)

4.Используйте ли ваш ребёнок компьютер при подготовке к урокам?

5.Как вы думаете, влияет ли компьютер на здоровье ваших детей?

6. Ограничиваете ли Вы время проведения за компьютером ребёнком? Случаются ли у Вас в связи с этим конфликты.

7.Вы зависите от компьютера?

8.Чаще всего для каких целей Вы используйте компьютер?

А) Игры

Б) Общение

В) Поиск информации

Г) просмотр мультфильмов и художественных фильмов.

9. Знаете ли вы правила пользования компьютером. (напишите какие?)

10. Соблюдаете ли вы их?

11. Как вы думаете, кто должен следить за тем, сколько времени ваш ребёнок проводит за компьютером? (вы сами, сами дети, учителя)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: