Стоматологическая диспансеризация школьников цель этапы проведения. Профилактика в различных организационных системах оказания стоматологической помощи. Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями

В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:

С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.

С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).

С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.

С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.

С заболеваниями слюнных желёз.

С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).

С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).

С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:

педиатров;

рентгенологов;

стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;

невропатологов;

эндокринологов.

Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.

По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.

Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.

Детей делят по группам:

I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.

II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.

III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.

Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.

Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:

плановая санация полости рта.



профилактика кариеса и аномалий прикуса

создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.

воспитание правильных гигиенических навыков.

Этапы диспансеризации.

Знакомство с участком.

Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.

Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.

Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.

Санация:

По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.

Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

Существуют 2 метода санации:

Централизованный метод.

Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.

Децентрализованный метод.

Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.

3 степени активности кариеса.

1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.



2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.

3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.

Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.

3 группы диспансеризации:

Первая группа.

Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.

Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.

Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.

Вторая группа.

Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.

Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.

Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.

Третья группа.

Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.

Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).

Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.

Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.

На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).

В разделе приведены содержание и методика диспансеризации всего детского населения у стоматологов. Определены задачи участкового стоматолога-педиатра на всех этапах проведения диспансеризации, его роль в общей системе детской стоматологической службы в СССР. Конкретизированы задачи стоматолога при диспансеризации всего детского населения в системе педиатрической службы и при диспансеризации декретированных групп детей во все возрастные периоды. Описаны особенности диспансеризации детей с отдельными видами патологии: кариес и его осложнения, заболевания краевого пародонта, аномалии развития зубочелюстно-лицевой системы, опухоли, травма; определена роль специалиста и участкового стоматолога в проведении этой работы. Приведены методы обследования детей с целью своевременного выявления всех видов аномалий, методы устранения причинных факторов оказания доортодонтической и первой ортодонтической помощи.

В разделе 29 рис., 3 схемы, 10 таблиц, библиография - 125 наименований.

    Глава I . Научно-организационные основы содержания и методики диспансеризации детей у стоматолога
    Глава II . Диспансеризация детей со стоматологическими заболеваниями терапевтического профиля
    Кариес зубов и его осложнения
    Заболевания краевого пародонта у детей
    Глава III . Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля Диспансеризация детей с пороками развития лица и челюстей
    Диспансеризация детей, перенесших травму лица и челюстей
    Диспансеризация детей с опухолями и опухолеподобными
    процессами в челюстно-лицевой области
    Глава IV . Диспансеризация детей у стоматолога с целью профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий
    Методы клинического обследования дошкольников, используемые участковым стоматологом для диагностики зубочелюстных аномалий
    Группировка детей для диспансерного наблюдения и содержание работы, направленной на профилактику и лечение зубочелюстных аномалий
    Роль ортодонта в организации лечебно-профилактических мероприятий в процессе диспансеризации детей у стоматолога
    Литература

Основой стоматологии, как и всей советской медицины, является ее профилактическая направленность. По определению Н. А. Семашко (1926), «профилактика - это путь, которым мы идем, диспансеризация - метод осуществления профилактических задач».

В 1962 г. на IV съезде стоматологов член-корреспондент АМН СССР А. И. Евдокимов выдвинул идею и определил задачи диспансеризации населения со стоматологическими заболеваниями.

Право на охрану здоровья советского народа, закрепленное Конституцией (Основным Законом) СССР, обеспечивается государственной системой здравоохранения, осуществлением мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, воспитание здорового молодого поколения, продление активной жизни советских людей.

В связи с этим возрастают обязанности всех специалистов педиатрического профиля по воспитанию здорового ребенка. Большая роль в решении этих задач принадлежит детским стоматологам.

В настоящее время отдельные стоматологические учреждения уже осуществляют диспансеризацию детей с врожденными расщелинами губы, неба, с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, с целью профилактики аномалии прикуса и т. д. Однако более правильным методом организации стоматологической помощи детям, учитывая инициативную форму и участковый принцип работы детского стоматолога, является диспансеризация не по стоматологическим заболеваниям, а диспансеризация всех детей у стоматолога, что связано с высокой распространенностью основных стоматологических заболеваний у детей. В диспансеризации нуждаются дети, лечение которых проведено в условиях специализированного стоматологического стационара у хирурга, ортодонта, пародонтолога и т. д. Они должны наблюдаться стоматологами в течение длительного времени - от начала лечения до полного выздоровления, а в ряде случаев до окончания формирования лицевого скелета. Диспансеризации подлежат также дети с врожденными пороками развития лица, по поводу опухолей и опухолеподобных новообразований, перенесшие травму, дети с различными заболеваниями пародонта, а также с целью предупреждения развития деформации прикуса.

Данный раздел имеет целью в определенной мере заполнить этот пробел. В работе предлагаются рациональные организационные формы диспансеризации детей у стоматолога, методы планирования работы, учета ее эффективности и т. д.

Диспансеризацию детей осуществляет участковый стоматолог-педиатр. В его задачу входит умение смотреть на ребенка при исследовании глазами педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта. Участковый врач должен увидеть не только сформированную патологию терапевтического, хирургического и ортодонтического профилей, но и ранние признаки этих патологических процессов и заболеваний, увидеть условия, повышающие риск возникновения патологии, быть хорошо ориентированным в вопросах педиатрии и возможностях хирурга-стоматолога и ортодонта, знать последовательность их медицинской тактики и быть активным участником всех профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей любого профиля. Он несет ответственность за своевременность выявления патологии, правильность направления ребенка к специалисту другого профиля и наблюдает во все последующие периоды развитие ребенка в порядке двойного дифференцированного контроля за контингентом детей хирургического, ортодонтического и других профилей.

В основу раздела положены методические рекомендации Главного управления здравоохранения г. Москвы для внедрения в практику, а также данные межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Москвы (главный врач Г. А. Блехер); кафедры стоматологии детского возраста Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) (зав.- проф. Т. Ф. Виноградова) и хирургической клиники кафедры стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института (ММСИ) (зав. - проф. А. А. Колесов), представленные доц. В. В. Рогинским.

Раздел рассчитан на участковых стоматологов-педиатров, главных врачей стоматологических и педиатрических учреждений. Кроме того, он может представлять интерес для врачей детских дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, детские сады и т. д.) и школ.

  • XVI. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТА ЭРАКОНД В ПРАКТИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
  • Аденофлегмона челюстно-лицевой области у детей. Клиника, диагностика, лечение.
  • Анатомо – физиологические особенности детей раннего возраста.
  • Анатомо – физиологические особенности формирования физиологического прикуса у детей в разные возрастные периоды
  • В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:

    С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.

    С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).

    С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.

    С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.

    С заболеваниями слюнных желёз.

    С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).

    С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).

    С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

    Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:

    педиатров;

    рентгенологов;

    стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;

    невропатологов;

    эндокринологов.

    Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.

    По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.

    Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.

    Детей делят по группам:

    I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.

    II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.

    III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.

    Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.

    Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

    Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:

    плановая санация полости рта.

    профилактика кариеса и аномалий прикуса

    создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.

    воспитание правильных гигиенических навыков.

    Этапы диспансеризации.

    Знакомство с участком.

    Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.

    Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.

    Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.

    Санация:

    По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.

    Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

    Существуют 2 метода санации:

    Централизованный метод.

    Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.

    Децентрализованный метод.

    Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.

    3 степени активности кариеса.

    1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.

    2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.

    3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.

    Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.

    Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.

    3 группы диспансеризации:

    Первая группа.

    Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.

    Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.

    Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.

    Вторая группа.

    Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.

    Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.

    Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.

    Третья группа.

    Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.

    Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).

    Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.

    Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.

    На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).

    Диспансеризация стоматологических больных являет­ся комплексным методом раннего выявления больных, нуж­дающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.

    Основные принципы системы диспансеризации стоматоло­гических больных декларируются следующими позициями.

    1. Плановость - установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

    2. Комплексность: а) направление лечебных мер не толь-

    ко на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиат­рами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

    3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприя­тий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

    4. Дифференцированный подход к назначению оздоро­вительных мер с учетом: уровня и структуры стома­тологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стомато­логической службы; оптимального использования имею­щихся сил и средств.

    Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозны­ми поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами трой­ничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хро­ническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми и злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями раз­вития и деформации челюстей и др.

    Перечень стоматологических заболеваний, предусматри­вающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.

    2.9. Плановая санация полости рта

    Согласно классификации ВОЗ принято подразделять профилактику на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика - это комплекс мероприятий, на­правленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профи­лактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. В. Ф. Рудько предложил различать несколько форм санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

    Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т. е. когда пациент обратился к врачу-стомато­логу по поводу лечения конкретного больного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

    Разовая, или периодическая санация предполагает одно­моментную санацию полости рта в организованных коллек­тивах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определенных групп населения (допризывники, беременные, ветераны и инвалиды) с определенной периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патоло­гических процессов.

    Возможность сохранить зубы, предупредить возникнове­ние стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития его осложнений предоставляет плано­вая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.

    Санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распрост­раненности и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.

    Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения (отделения) и предусматривает осмотр, диаг­ностику и все виды лечения стоматологических заболева­ний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить централизованную плановую санацию на хоро­шем уровне. Вместе с тем во многих случаях представляет определенные сложности доставка пациентов в поликлини­ки, особенно когда речь идет о детях.

    Эти трудности можно исключить, применяя децентрали­зованный метод плановой санации. В этом случае врач-сто­матолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, чаще всего на плохом или портативном оборудова­нии, при недостатке инструментария, невозможности исполь­зовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно сни­жается качество санационных мероприятий.

    Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы использу­ется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестер. Имеется опыт использования для этих целей специально оснащенных автобусов, особенно при выезде в населенные пункты сельских районов. Однако это­му методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.

    Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений к врачу.

    Для количественной оценки санационной работы исполь­зуется ряд показателей.

    1. Охват профилактическими осмотрами (%):

    2. Нуждаемость в санации (%):

    нуждается в санации/подлежало осмотру х 100.

    3. Охват санацией от осмотренных (%):

    всего осмотрено/подлежало осмотру х 100.

    4. Охват санацией от нуждающихся (%):

    всего санировано/подлежало осмотру х 100.

    Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне плановая профилактическая санация позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тюменская государственная медицинская академия

    Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

    (ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

    Кафедра общей стоматологии

    « Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение»

    Методические указания для студентов

    Тюмень, 2009

    Составители: к.м.н., доцент Куман О.А.

    Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре общей стоматологии (заведующий кафедрой – д.м.н., доцент А.В. Брагин) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Стоматология» (2000г.), учебного плана (2004г.), типовой программы по «Стоматологии детского возраста».

    Утверждено на заседании кафедры общей стоматологии

    «___» _____________ 20 ____г.

    Стоматология детского возраста

    семестр 6

    практическое занятие 13/7

    Тема: Оценка отдаленных результатов лечения кариеса. Диспансерное наблюдение.

    Актуальность темы: санацию полости рта необходимо проводить с элементами первичной профилактики, диспансеризации для благоприятного исхода заболевания кариеса.

    Учебные цели:

            Научиться оценивать результаты лечения кариеса зубов у детей в отдаленные сроки.

            Научиться распределять детей в различные диспансерные группы, в зависимости от их стоматологического статуса и соматического здоровья.

            Научиться определять кратность посещений у стоматолога при диспансерном наблюдении.

    Самостоятельная работа студентов:

    А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения темы:

    1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

    2. классификация кариозных полостей

    3. особенности препарирования кариозных полостей

    4.стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при пломбировании кариозных полостей

    5. анатомо-функциональное строение пульпы

    6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

    Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний (входной контроль):

    Тестовый контроль исходного уровня знаний студентов:

      Согласно классификации Т.Ф.Виноградовой выделяют:

    А. Компенсированную, субкомпенсированную, декомпенсированную активность кариозного процесса.

    Б. Низкую, умеренную, высокую активность кариозного процесса.

    В. Острую, хроническую, хронически рецидивирующую активность кариеса.

    2. Активность кариозного процесса определяется по:

    А. Индивидуальной интенсиности кариеса.

    Б. Среднегрупповой интенсивности кариеса.

    В. Отношению индивидуальной и среднегрупповой интенсивности кариеса.

    Г. Возрасту ребенка.

    3. Индивидуальная интенсивность кариеса определяется индексом:

    В. КПУ, кп, КПУ+ кп

    4. В группу лиц, имеющих компенсированную активность кариеса, относят детей, у которых индивидуальная КПУ:

    А. Равна среднегрупповой.

    Б. Меньше среднегрупповой на три сигмальных отклонения.

    В. Больше среднегрупповой.

    Ответы: 1-А; 2-А; 3-В; 4-Б;

    В) Структура содержания темы

    Схема Ориентировочной основы действия

    Этапы

    Средства

    Критерии самоконтроля

    Оценка отдаленных результатов лечения кариеса.

    Опрос ребенка и родителей

    Отсутствие жалоб на боли. выпадение пломбы, чувства дискомфорта свидетельствует о удовлетворительных результатах лечения кариеса

    Оценка качества пломбы

    Осмотр леченного зуба при помощи стоматологического зонда и зеркала

    При удовлетворительном результате лечения кариеса должно наблюдаться:

      Зуб в цвете не изменен.

      Пломба не изменена в цвете.

      Краевое прилегание пломбы не нарушено.

      Если пломба находится на контактной поверхности не должно наблюдаться признаков воспаления межзубного сосочка.

      Плотный межзубной контакт.

    Диспансерные группы по Т.Ф.Виноградовой:

    Соматически здоровые дети с компенсированной активностью кариеса, не имеющие заболеваний пародонта (кроме катарального гингивита. обусловленного плохой гигиеной и зубочелюстных аномалий.

    Наблюдаются стоматологом - 1 раз в год.

    Дети с компенсированной или субкомпенсированной активностью кариеса,имеющие гигивит (кроме хронического генерализованного гипертрофического гинигивита), имеющие аномалии отдельных зубов, либо имеющие соматическую патологию, не требующую длительного диспансерного наблюдения у педиатора.

    Дети с компенсированной, субкомпенсированной или декомпенсированной активностью кариеса, имеющие заболевания пародонта, имеющие аномалии прикуса, хроническую соматическую патологию.

    Наблюдаются у стоматолога 3-4 раза в год.

    Все дошкольники

    Наблюдаются у стоматолога 2 раза в год.

    Выходной контроль:

    Тестовый контроль:

    1. Отдаленные результаты лечения кариеса оценивают по: А. Отсутствие жалоб. Б. Оценка качества пломбы. В. Индексу УСП. Г. Приросту интенсивности кариеса.

      Кратность профилактических посещений стоматолога определяется: А. Группой диспансерного наблюдения. Б. Желанием пациента. В. Чем чаще, тем лучше.

      Критериями для распределения детей по диспансерным группам служат: А. Возраст ребенка. Б. Интенсивность кариеса. В. Наличие заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий Г. Интенсивность кариеса, наличие или отсутствие заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. соматическое здоровье.

      Ребенок. 9 лет, с КПУ+кп = 2. РМА = О. не имеющий зубочелюстных аномалий и соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

      Подросток. 14 лет, КПУ= О, КПИ = 2, не имеющий зубочелюстных аномалий и выявленной соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год. Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

      Ребенок. 5 лет, кп = 2. не имеющий заболеваний пародонта. зубочелюстных аномалий. соматической патологии наблюдается у стоматолога А. 1 раз в год Б. 2 раза в год. В. 3-4 раза в год.

    001.Для снижения кариесвосприимчивость назначают внутрь препарат:

      лактат или глюконат кальция

      метилурацил

    1. лактобактерин

      интерферрон

    002.

      кальцинова

      интерферон

      супрастин

    1. лактобактерин

    003. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

    1. бифидобактерин

      йодид калия

      метилурацил

    004. Для снижения кариесвосприимчивости назначают детям внутрь препарат:

      ацикловир

      эритромицин

      витафтор

    1. супрастин

    005. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе питания

      кисломолочные продукты

      зелень, овощи

      мясные консервы

      рыбные продукты

    006. В целях профилактики кариеса у детей следует ограничить в рационе пи­ тания:

    007. Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу­ бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

      30% раствор нитрата серебра

      10% раствор глюконата кальция, 1-2% раствор фторида натрия

      2% раствор питьевой соды

      сафарейт

      йодид калия

    008.Для профилактической обработки эмали прорезавшихся постоянных зу бов у кариесвосприимчивых детей применяется:

      сафарейт

    1. 2% раствор метиленового синего

      40% раствор глюкозы

      р-р Шиллера-Писарева

    009.Длязапечатывания фиссур постоянных зубов применяют:

      силидонт

      компомеры

    1. амальгаму

    010. Герметизацию фиссур первых постоянных моляров рекомендуется прово­ дить в возрасте:

    1. в любом возрасте

    011.Таблетки фторида натрия для профилактики кариеса детям рекомендуют давать:

      1 раз в неделю

      каждый день

      через день

      2 раза в неделю

      1 раз в месяц

      цитрусовых

      молочных продуктов

    013. Для профилактики кандидоза нистатин назначается при лечении препа­ ратами:

      противовирусными

      противовоспалительными

      антибиотиками

      антигистаминными

      анальгетиками

    014. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в диспансерной группе состоит в:

      устранении факторов риска

      предупреждении возникновения факторов риска

      повышении уровня здоровья

      назначении корригирующих (лечебных) мероприятий

      выявлении факторов риска

    015. Для качественной гигиены полости рта необходимо использовать:

      зубные щетки и пасты

      зубные щетки, пасты и флоссы

      зубные щетки, пасты, флоссы и ополаскиватели

      зубные щетки, пасты, флоссы и жевательную резинку

      зубные щетки, пасты, жевательные резинки

    016. Наиболее простая и эффективная методика подготовки зубов к апплика­ ционной терапии:

      гигиеническая обработка зубов специальным абразивным порошком

      обработка зубов 2% раствором перекиси водорода

      гигиеническая обработка зубов с помощью щетки и пасты

      гигиеническая обработка зубов специальными приспособлениями и инстру­ментами

      полоскание полости рта водой

    017. Эндогенную профилактику кариеса временных зубов наиболее целесооб­разно проводить в:

      антенатальный период

      первое полугодие жизни

      второе полугодие первого года жизни

      второй год жизни

      третий год жизни

    018. Гигиеническое обучение ребенка необходимо начинать:

      в период прорезывания первых временных зубов

    1. в период прорезывания первых постоянных зубов

      у первоклассников

    019. Младшему школьнику с интактными зубами, живущему в местности с оп тимальным содержанием фтора в питьевой воде, назначают средства ги

    гиены полости рта:

      лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фтор

      гигиенический зубной порошок

      гигиеническую зубную пасту

      лечебно-профилактическую зубную пасту, содержащую фосфорно-кальци

    5)лечебно-профилактические зубные пасты с экстрактами лечебных трав

    020.Ребенку с III степенью активности кариеса назначают средства гигиены:

      солевые зубные пасты

      лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие соединения фтора

      лечебно-профилактические зубные пасты, содержащие экстракты лечебных

      гигиенические зубные эликсиры

      гигиенические зубные пасты и эликсиры

    Домашнее задание: тема – ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей.

    Основная литература:

    1. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста: уч. Пособие / Н.В. Курякина – М.: мед. Книга, Н. Новгород НГМА – 2007

    Дополнительная литература:

    1.Т.Ф.Виноградова Атлас стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие - М.: «МЕДпресс-информ» 2007

    2.Особенности эстетической реставрации в стоматологии: Серия методических фильмов: Фильмы 1-10 (Электронный ресурс).-СПб.: ЩЩЩ «Человек», 2005-3 электрон. опт. диска (CD – ROM) 2006

    3.Ткачук О.Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство \ О.Е. Ткачук – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006

    4.Иванова Е.Н. Стоматологические композиционные пломбировочные материалы: уч. Пособие / Е.Н. Иванова, И.А. Кузнецов – Ростов на Дону: Феникс (Медицина для вас) 2006